Новости проекта
Научный семинар
Перенос и удаление уроков
Навстречу новым горизонтам с Парком высоких технологий
Станьте участником программы «Учитель для Беларуси»!
Знакомьтесь с героями Schools.by!
Награждение победителей конкурса
Голосование
Якая форма работы ў музеі Вам найбольш падабаецца
Всего 70 человек
Голосование
По Вашему мнению шестой день недели необходимо посвятить:
Всего 72 человека
Голосование
Какие дополнительные образовательные услуги на платной основе вы хотели бы получить в 2018/2019 учебном году?
Всего 61 человек
Голосование
Кто по Вашему мнению большей мере должен заниматься воспитанием ребёнка в 6-ой школьный день недели?
Всего 76 человек

Проект

Дата: 26 сентября 2018 в 12:34, Обновлено 26 сентября 2018 в 12:45

Министерство образования Республики Беларусь

Главное управление образования Гродненского облисполкома

Отдел образования

 Берестовицкого районного исполнительного комитета

Государственное учреждение образования

«Малоберестовицкая средняя школа»

СОГЛАСОВАНО

Начальник

Отдела образования

________________ П.Н. Панкевич

       (подпись)

_______________   20______

       (дата)

МП

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГУО

«Малоберестовицкая СШ»

_______________ Н.В. Сицько

       (подпись)

_______________   20______

       (дата)

МП

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

«Внедрение модели формирования национально-культурной идентичности учащихся: интеграция учебной и внеучебной деятельности учреждения образования – социокультурного центра региона».

Сроки реализации: 2018 – 2021 годы

Руководитель

СОГЛАСОВАНО

учреждения образования

Консультант(ы)

Ф.И.О.Мороз Татьяна Ивановна

должность, место работы

ректор Минского городского института развития образования; 0,5 профессора кафедры психологии и частных методик

степень, звание кандидат педагогических наук, доцент

______________________________

                      (подпись)

________________________________

                         (дата)

Контактный телефон +375291843918

е-mail: morozti@minsk.edu.by

Ф.И.О. Сицько Надежда

Валентиновна

Контактные телефоны:

рабочий 8 0 1511 72032

мобильный +37529 5466969

231780 Гродненская обл.

Берестовицкий район

А.г.Малая Берестовица,

ул. Цитиашвили 1а

е-mail:mberestovica@mail.ru

Обоснование целесообразности темы инновации.

В соответствии с Кодексом об образовании Республики Беларусь «образование   -   это обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства, направленные на усвоение знаний, умений, навыков, формирование гармоничной, разносторонне развитой личности обучающегося» (ст.1, п.1.6) [11].

 Образование рассматривается   как   целостный процесс, объединяющий на всех ступенях функционирования учреждений образования две важные составляющие - обучение и воспитание.

В «Концептуальных подходах к развитию системы образования до 2020 года и на перспективу до 2030 года» система образования  Беларуси  рассматривается  как один из главных приоритетов государственной политики, а на  деятельность учреждений образования  всех ступеней возлагается важнейшая миссия по формированию свободной, творческой, интеллектуально и физически развитой личности.

Оптимизация деятельности учреждения образования  по обучению, воспитанию гражданина и патриота: мотивированного к здоровому образу жизни и качественному образованию;  способного оценить достижения страны и стремящегося сохранить её национально-культурное наследие;  уважающего опыт и профессионализм старших поколений белорусов, лучших представителей страны; почитающих  культурные и семейные традиции, национальное  достояние  белорусского народа; толерантного к поликультурному многообразию, способного ценить и уважать культуру и достижения других народов мира  – одна из главных задач, поставленных перед системой образования нашей страны Президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко.

 Глава нашего государства неоднократно подчеркивал  определяющую  роль системы образования в жизни общества:

«Образование является сферой основных жизненных интересов людей, показателем развитости государства, чутким барометром интеллектуального потенциала нашей нации. Поэтому мы всегда особое внимание уделяем всем аспектам и направлениям образовательного процесса. Постоянно стремимся к его совершенствованию, эффективному решению проблем». 

В докладе на пятом Всебелорусском народном собрании Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко обратил внимание   присутствующих на важность постоянной целенаправленной работы с молодёжью – стратегическим ресурсом страны: «Мотивированная, образованная, активная молодёжь – это, по сути, стратегический ресурс развития страны. Ведь от того, какую смену мы воспитаем, насколько подготовим к самостоятельной жизни, зависит будущее государства, прогресс или деградация общества».

В «Основных направлениях развития системы образования в Республике Беларусь на 2016 – 2020 годы» среди наиболее важных задач на ближайшую перспективу  определены: активизация  взаимодействия учреждений образования с семьёй, в том числе в рамках оказания необходимой социально-педагогической и психологической поддержки родителям и законным представителям учащихся по воспитанию их детей; внедрение новых современных форм досуга, инновационных форм здорового образа жизни, популяризации различных видов спорта; межведомственное взаимодействие по нейтрализации деструктивного влияния социальных сетей, формирование медиакультуры.

Конкретные планы мероприятий, направленные на решение этих и других задач, предусмотрены Концепцией и Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи на 2016 – 2020 гг., региональными планами и непосредственно могут внедряться в деятельность учреждений образования, как в рамках учебного процесса, так и во внеурочной деятельности, в том числе в шестой школьный день.

Национально-культурная идентичность — одна из составляющих идентичности человека, связанная с ощущаемой им принадлежностью к определённой нации, стране, культурному пространству. Национально-культурная идентичность не тождественна понятиям гражданства или национальности, хотя они могут быть факторами, оказывающими на неё сильное влияние.

Национально-культурная   идентичность не является прирождённой чертой. Она проистекает из приобретённого осознания общности культуры, истории, языка с определённой группой людей. К этому может добавиться чувство принадлежности к определённому государству, приверженность его государственной идентичности, национальной идее и государственным символам.

Национальная идентичность, как любая другая, реализует себя на двух уровнях: индивидуальном и коллективном.

 Она является неотъемлемой частью процесса идентификации общества и индивида. Индивид не может «очеловечиваться» как гражданин мира, он становится личностью лишь вместе с обретением конкретных национально-этнических черт.

На наш взгляд особенно важно рассматривать этот вопрос в контексте трансформации идентичности молодого поколения, так как молодые люди выступают носителями новых ценностей, моделей поведения и культурных образцов, которые будут передаваться последующим поколениям. Всё это позволяет рассматривать молодёжь как потенциал развития белорусского общества, его стратегический ресурс. Изучение национально-культурной идентичности и внедрение модели по её формированию представляется особенно актуальным также потому, что Беларуси присущи полиэтничность и мультикультурность.

Факторы сохранения национально-культурной идентичности:

культура (язык, национальные традиции и обычаи, материальные и духовные ценности, народное творчество, искусство),

 религия (конфессиональная принадлежность), государственное политическое устройство (гражданская принадлежность, идеология государства),

территория (общность территории, место рождения и проживания),

историческое развитие (историческая память), происхождение («фактор крови», национальность родителей, семейные ценности),

 эмоциональные компоненты (самоидентификация, позитивное или негативное отношение к своей национальной и этнической принадлежности и др.).

Использование возможностей интеграции предметов в современной школе – одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих улучшению качества образования, развитию творческого потенциала учащихся, педагогических коллективов.

Интеграция ориентирована на подготовку выпускника к жизни в современном обществе, к достойному выбору собственной жизненной и профессиональной позиции; способствует развитию креативности, коммуникативных способностей.

 В контексте заявленной темы инновационного проекта интеграция позволяет интенсифицировать процесс обучения и воспитания обучающихся с целью формирования национально-культурной идентичности.

 Интеграция как средство обучения должна дать ученику те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, научить ребёнка с первых шагов воспринимать мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Интеграция может осуществляться на любом этапе педагогического процесса: на уровне педагогических целей, интеграция на уровне содержания (интегрированные программы, интегрированные учебные курсы), интеграция на уровне сфер активности школьников (интегрированные уроки, экскурсии, конференции, проекты), интеграция на уровне педтехнологий (вариативность интеграционных форм и методов педагогического воздействия). Владение учителем методикой конструирования интегрированных занятий повышает его профессиональную компетентность в вопросах интеграции содержания школьных предметов и интеграции технологий для интенсификации урочной и внеурочной деятельности.

Одним из показателей актуальности заявленного инновационного проекта является интерес со стороны общества и государства к проблемам экономического и культурного развития регионов, малой родины.

2018 год в Беларуси решено объявить Годом малой родины. Глава государства пояснил, что на принятие такого важного решения подвигли размышления о важности малой родины в судьбе каждого человека. «Она многолика. Для одних это родной город, улица в городе или небольшой дворик, деревня, где прошли лучшие детские годы, для других — кусочек дикой природы, который радовал глаз и дарил чувство наполненности и покоя. А для тех, кто уехал искать счастье в другие страны, малой родиной стала Беларусь», — отметил А.Г. Лукашенко.

 Региональная составляющая в содержании факультативных занятий и внеурочной деятельности позволит увидеть роль малой родины в формировании национально-культурной идентичности.

         Цель инновационного проекта: формирование национально-культурной идентичности обучающихся Малоберестовицкой средней школы через интеграцию учебной и внеурочной деятельности учреждения образования-социокультурного центра.

Задачи инновационной деятельности:

  1. На основе результатов реализации экспериментального проекта оптимизировать модель формирования национально-культурнойидентичности учащихся черезинтеграцию учебной и внеурочной деятельности в рамках организациидеятельности комплексов-мастерских:

 а) научно-исследовательский комплекс;

б) социально-педагогический комплекс;

в) художественно-эстетический комплекс;

г) физкультурно-спортивный комплекс.

  1. Привлечь заинтересованные субъекты и социальные институты к формированию и развитию национально-культурной идентичностиучащихся, родителей (законных представителей), педагогических работников через расширение возможностей материально-технической базы учреждения образования; информационно-образовательного пространства;кадровый состав; внедрение школьных и региональных проектов)
  2. Разработать концепцию деятельности комплексов – мастерских по направлениям (научно-исследовательского; социально-педагогического; художественно-эстетический комплекс; физкультурно-спортивный комплекс).
  3. Повысить качество образования через расширение вариативности личностно ориентированных программ и форм обучения в рамках реализации компетентностного, этнокультурологического подходов, интегративно-тематического подходов.
  4. Внедрить в образовательный процесс содержание предметной направленности и внеурочной деятельности по формированию национально-культурной идентичности учащихся.
  5. Провести мониторинг эффективности заявленной модели.
  6. Обобщить опыт и разработать методические рекомендации.

Описание научных теорий и разработок, на основе которых создан инновационный проект

С целью формирования национально-культурной идентичности в образовательном процессе используются компетентностный, этнокультурологический и аксиологический, интегративно-тематический  подходы, которые  позволяют спроектировать информационно-образовательное пространство школы через интеграцию учебной и воспитательной деятельности учреждения образования.

В конце двадцатого века в научно-педагогическом сообществе стран постсоветского пространства развернулась активная дискуссия по вопросам гуманизации и этнизации образования, определению характеристик нового социально-культурного типа личности, который должен формироваться в полиэтничном образовательном пространстве при сочетании общекультурного и национального. Аспекты, в которых исследуется обозначенная проблема, чрезвычайно разнообразны. Так, в работах Е.В. Бондаревской, В.П. Борисенкова, А.Н. Джуринского, З.А. Мальковой, М.Н. Кузьмина, Л.Л. Супруновой и др. этнокультурное образование рассматривается как феномен культуры, как механизм передачи социального опыта, как парадигма образования XXI века.

Теоретическими источниками исследования проблемы являются труды  белорусских писателей, философов, историков, культурологов, психологов, педагогов-практиков в области гуманитарного образования, а также   филологической образовательной области (Ф.Скорина, И. Абдиралович, Карский Е.Ф., М.Богданович, Э.Пашкевич /Тётка/, Б.Тарашкевич, В.Ластовский, Я.Колас. Я.Купала, В.Самойло, Я.Лесик, М.Горецкий и др.; Бабосов Е.М., Бобков И.М., Журавлёв В.П., Лыч А.М., Микулич Т.М., Салеев В.А., Лаптёнок А.С., Кириенко В.В.,Пичета В.И., Подокшин С.А., Пилипенко М.Ф.; Буткевич В. В., Катович Н.К., Кабуш,  В.Т., Крук И.И.; Шакун Л.М., Лазарук М.А., Максимович В.А., Мороз Т.И., Просколович О.В.,  Еленский Н.Г., Шамякина Т.И., и др.)

Инновационный проект опирается на современные интегративно-педагогические концепции, основные положения концепции внутрипредметной интеграции (по В.И.Завгязинскому), концепции интеграции содержания общего и профессионального образования (по Ю.С.Тюнникову), интегративно – тематического подхода (по Г.Ф.Федорцу).

Интегративно-тематический подход: содержательная, методическая и организационная единица обучения - учебная тема или раздел учебной дисциплины.

 Уровни интеграции учебного материала:

  • – интеграция понятий, знаний, умений и т.п. внутри отдельных учебных предметов;
  • – синтез фактов, понятий, принципов и т.д. двух и более дисциплин;
  • – синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования.

 Функции педагогической интеграции -  это способы проявления ее активности при выполнении ею определенной задачи или роли.

В современной педагогике отсутствует общепринятый перечень функций интеграции, поэтому целесообразно выделить наиболее общие функции педагогической интеграции: методологическая, развивающая, технологическая функции. Каждая из них способна аккумулировать в себе целый ряд менее масштабных функций.

  • Методологическая функция. Можно выделить три аспекта методологической функции педагогической интеграции: эвристический, мировоззренческо-аксиологический, инструментальный
  • Развивающая функция. Развитие совершается путем дифференциации целого, выделения в нем функций, актов поведения и их новой интеграции, объединения в новое целое.
  • Технологическая функция. Ее содержание включает: сжатие, уплотнение информации и времени; устранение дублирования и установление преемственности в развитии знаний и умений; растворение и взаимопроникновение знаний и умений одних дисциплин в другие; систематизация понятий, фактов, умений и навыков, отрицание некоторой части усваиваемых знаний, умений в становлении обобщенных интегративных свойств, установление субординации и координации.

Средства и формы обучения.

  • Интегрированный курс (кружки, факультативы).
  • Интегрированный урок – тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления.
  • Интегративное задание – разновидность учебной задачи. Его особенность заключается в синтезе знаний и умений из разных наук, разных учебных дисциплин, тем, проблем, в объединении их вокруг и ради решения одного вопроса.

 Технологии в интегрированном обучении:

  • личностно-ориентированного обучения;
  • дифференцированного обучения;
  • модульного обучения;
  • проблемного обучения;
  • проектного обучения;
  • интерактивные технологии;
  • коллективный способ обучения, и т.п.

Результативность интеграции как средства интенсификации.

  • способствует развитию научного стиля мышления учащихся;
  • даёт возможность широкого применения учащимися естественнонаучного метода познания;
  • формирует комплексный подход к учебным предметам, единый с точки зрения естественных наук взгляд на ту или иную проблему, отражающую объективные связи в окружающем мире;
  • повышает качество знаний учащихся;
  • повышает и развивает интерес учащихся к предметам) формирует убеждение учащихся, что они могут изучать с пониманием более сложные вещи в сравнении с теми, которые предлагаются в учебнике;
  • позволяет использовать авторские компьютерные программы учащихся (созданные на базе интеграции) в дальнейшем учебном процессе.

                                    

Подтверждение педагогической эффективности и социально-экономической значимости результатов фундаментальных и прикладных научных исследований, апробированных в ходе экспериментальной деятельности

Внедрение модели по формированию у обучающихся  национально-культурной идентичности (личностных и метапредметных компетенций)  в процессе интеграции учебных предметов гуманитарного образования и во внеучебной деятельности  - является логическим продолжением научных исследований, выполненных в 2015-2017 гг.  в  Национальном институте образования  в рамках задания «Разработать  содержание и научно-методическое обеспечение гуманитарного образования для учреждений общего среднего образования в контексте реализации компетентностного подхода» отраслевой научно-технической программы «Качество образования», а также планируемой к разработке  в 2018-2020 годах отраслевой научно-технической программы  «Разработать научно-методическое обеспечение формирования личностных и метапредметных компетенций обучающихся в образовательном процессе» («Воспитание через обучение»).

В рамках завершённой экспериментальной деятельности научно-методического сопровождения экспериментальных площадок  подробно рассматривался вопрос определения критериев и использования диагностического инструментария. Были предложены: методика оценки позитивности и неопределенности этнической идентичности (А.Н. Татарко, Н.М. Лебедева); анкеты – опросники О.Л.Романовой, А.Н.Татарко,  «Шкала экспресс-оценки выраженности этнической идентичности» (Н.М. Лебедева).

На 2 этапе эксперимента достижения по учебным предметам с учётом формирования национально-культурной идентичности предложено было отслеживать на уровне формирования обозначенных в программах по предметам компетенций, которые подробно рассматривались и анализировались на занятиях по повышению квалификации педагогов-экспериментаторов.

При исследовании этнической идентичности детей и подростков мы пользовались шкальным опросником О.Л. Романовой. Опросник состоял из трёх блоков вопросов:

  • вопросы, направленные на оценку того, насколько категория «национальность» является значимой для респондентов;
  • вопросы, направленные на выявление у респондентов чувства принадлежности к своей этнической группе;
  • вопросы, направленные на выяснение мнений респондентов о взаимоотношениях этнического большинства и меньшинства.

Выяснилось, что уже к восьмому классу у учащихся угасает чувство принадлежности к белорусскому народу, нет единого мнения на счёт использования одного или двух языков в нашей стране. Однако заметно вырос интерес у учащихся к родной культуре и традициям.

Национально-культурная идентичность – это сложное системное образование. Педагогическая модель её формирования включает в себя три блока:

  1. Концептуальный (социальный заказ общества, цель, задачи, принципы, организационно-педагогические условия):

Организация среды жизнедеятельности. Информационно-коммуникативное пространство учреждения образования, в котором благодаря совместной деятельности учащихся, педагогов, родителей формируется соответствующая психологическая и нравственная атмосфера, оказывающая влияние на патриотические чувстваучащихся (государственная символика, предметы национальной культуры и творчества и т.д.);

Взаимодействие с семьёй обучающегося, законными представителями: педагогический потенциал этнокультуры семьи можно использовать не только в учебном процессе и во внешкольных мероприятиях, а в целом образовательном и воспитательном процессе, реализацию программ здорового образа жизни, родительские университеты и т.д.;

Использование внешкольной среды с её многочисленными связями и взаимодействиями. Школа в регионе выполняет культуротворческую роль – влияет на формирование позитивных взаимоотношений между различными субъектами, нейтрализует негативные компоненты, несёт просветительскую функцию. Учреждение образования работает не только с самим школьников, но и его ближайшим окружением (оказание дополнительных услуг, работа секций объединений по интересам, организация досуга).

  1. Организационно-деятельностный (функции, содержание, компоненты, виды деятельности, средства, формы, методы):

Интеграционные процессы должны пронизывать всю деятельность, приобщая школьников к культурным народным традициям. Формирование национально-культурной идентичности должно начинаться с этнокультурного воспитания;

Реализация школьных, региональных, международных проектов;

Индивидуальная и групповая деятельность, сетевое взаимодействие;

Проведение совместных детско-родительских мероприятий (занятий, мастер-классов, конкурсов, конференций и т.д.);

Использование инновационных личностно ориентированных технологий.

  1. Критериально-результативный блок (критерии, показатели, уровни, а также результат):

Критерии (когнитивный, эмоционально-мотивированный, деятельностный);

Показатели (наличие систематизированных знаний о традициях и истории этноса, правил поведения, особенностей общения, принятых в данном этносе; осознанность системы ценностных ориентаций, умение изучать и анализироватьнациональный опыт; знание лучших образцов народной культуры; наличие желания знакомиться с этническими особенностями своего народа; сформированность мотивации к изучению истории своего этноса; наличие положительной этнической идентичности; знание и практическое применение традиций своего народа; осуществление деятельности по сохранению этноса; умение переносить теоретическиезнания в практическую деятельность; построение собственной жизни в соответствии с национальными традициями);

Уровни сформированности национально-культурной идентичности подростка (низкий, средний, высокий)

В рамках экспериментальной деятельности были выделены и апрбированы структурные компоненты модели формирования национально-культурной идентичности:

  • Когнитивный (познавательный) – знания о государственном устройстве общества и институтах власти, правовой основе организации общества, государственной символике, общественно-политических событиях, о выборах, политических лидерах, партиях и их программах, ориентация в их функциях и целях; правовое сознание, знание законов и умение использовать их на практике;
  • – позитивно-эмоциональное принятие своей принадлежности к белорусскому обществу на основе рефлексивности знаний и представлений, наличие собственного отношения к общественно-политическим событиям, способность четко выражать и аргументировать свою точку зрения и суждения;
  • ценностно-ориентировочный (аксиологический) – уважение прав других людей, толерантность, самоуважение, признание права на свободный и ответственный выбор каждого человека, умение определять влияние общественной жизни на свою собственную, готовность к принятию и анализу явлений общественной жизни; принятие и уважение правовых основ государства и общества;
  • деятельностный (поведенческий) – участие в общественной жизни образовательного учреждения; желание и готовность участвовать в общественно-политической жизни страны; самостоятельность в выборе решений, способность противостоять асоциальным и противоправным поступкам и действиям; ответственность за принятые решения, действия и их последствия.

В ходе экспериментальной деятельности были апробированы   5 вариантов реализации модели:

  • (включает национально-региональный компонент в содержание образования путем равномерного распределения соответствующего материала по всем учебным предметам);
  • (реализуется посредством включения в учебные дисциплины гуманитарного цикла специальных тем (модулей), отражающих этнокультурное своеобразие народов);
  • (предполагает углубленное изучение детьми этнической культуры, языка, истории, географии, фольклора и др. как своего, так и других народов, на специально выделенных для этой цели учебных предметах);
  • (реализуется в виде интегрированных курсов, в которых аспекты национальных культур представлены в единстве и взаимосвязи);
  • (осуществляется в ходе внеурочных, внеклассных и внешкольных мероприятий).

РЕЗУЛЬТАТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ  ИДЕНТИЧНОСТИ (1-4 классы)

1.В отношении когнитивного компонента:

  • представление о Беларуси как стране, занимающей определенную территорию;
  • представление о географических особенностях Республики Беларусь;
  • представление о государственной организации (высшая власть, законодательные и исполнительные органы);
  • знание государственной символики – герб, флаг, гимн;
  • знание государственных праздников;
  • знание основных исторических событий;
  • знание основных прав и обязанностей гражданина (право получить бесплатное образование и обязанность учиться; право использования культурных и материальных ценностей общества и обязанность бережно относиться к ним; право на использование природных ресурсов и обязанность сохранять природу, право на бесплатную медпомощь и обязанность вести здоровый образ жизни; право на принятие решения и обязанность нести ответственность за последствия этого решения);
  • знание о своей этнической принадлежности, владение родным языком, освоение национальных ценностей, традиций, культуры;
  • знание о народах и этнических группах Беларуси;
  • освоение общекультурного наследия Беларуси, установление связи всеобщего и специфического национального;
  • знание истории края, культурных традиций, достижений, географии;
  • знание основных моральных норм (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности, правдивости);
  • знание ценностей и истории семьи, профессии родителей;
  • сформированность экологического сознания как знание норм и правил охранно-бережного отношения к природе;
  • знание основ безопасности жизнедеятельности; норм и правил сохранения здоровья; поведения в чрезвычайных ситуациях.

2. В отношении ценностного и эмоционального компонентов:

  • чувство гордости за свою страну;
  • эмоционально положительное принятие своей этнической принадлежности;
  • уважение и принятие других народов и этнических групп, межэтническая толерантность;
  • чувство патриотизма;
  • уважение истории, культурных и исторических памятников;
  • уважение семейных ценностей и устоев;
  • уважение личности, признание достоинства.
  • нетерпимое отношение к любым видам насилия и агрессии;
  • признание ценности жизни и здоровья, своего и других людей;
  • любовь к природе;
  • доброжелательное отношение к окружающим;
  • оптимизм в восприятии мира;
  • эмоциональное восприятие художественных произведений литературы и искусства;
  • чувство гордости при следовании моральным нормам, стыда и вины при их нарушении.

3.В отношении поведенческого компонента:

  • участие в школьном самоуправлении (дежурствах в классе и школе, детских общественных организациях, школьных мероприятиях, внеклассных занятиях);
  • выполнение требований и норм школьной жизни;
  • выполнение моральных норм в школе, дома, со сверстниками и родителями;
  • сотрудничество со сверстниками и участие в межвозрастном взаимодействии (помощь младшим и сотрудничество со старшими);
  • участие в общественно-полезной деятельности и благотворительных акциях;
  • посещение музеев, театров, библиотеки;
  • реализация установок здорового образа жизни, участие в спортивных мероприятиях;
  • чтение газет и просмотр информационных телевизионных передач.

РЕЗУЛЬТАТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ  ИДЕНТИЧНОСТИ (5-10 классы)

1. В отношении когнитивного компонента:

  • создание историко-географического образа, включая представление о территории и границах Беларуси, ее географических особенностях, знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций;
  • формирование образа социально-политического устройства – представление о государственной организации Беларуси, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников;
  • знание положений Конституции Республики Беларусь, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений;
  • знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах Беларуси;
  • освоение общекультурного наследия Беларуси и общемирового культурного наследия;
  • ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;
  • экологическое сознание, знание основных принципов и правил отношения к природе, знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях

2.Требования к сформированности ценностного и эмоционального компонентов включают:

  • чувство патриотизма и гордости за свою страну, уважение истории, культурных и исторических памятников;
  • эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
  • уважение и принятие других народов Беларуси и мира, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
  • уважение личности и ее достоинства, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
  • уважение ценностей семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
  • сформированность моральной самооценки и моральных чувств - чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.

3.В отношении деятельностного (поведенческого) компонента:

  • участие в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодежных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях просоциального характера);
  • выполнение норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
  • выполнение моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
  • участие в общественной жизни (благотворительные акции, ориентация в событиях в стране и мире, посещение культурных мероприятий – театров, музеев, библиотек, реализация установок здорового образа жизни);
  • умение строить жизненные планы с учетом конкретных социально-исторических условий и работать над их достижением.

Учителя-экспериментаторы отмечали, что во внедрении апробированной модели в рамках инновационной деятельности необходимо расширять спектр сотрудничества -  использовать возможности не только своего учреждения образования, но и партнёров. Для этого необходимо разработать алгоритм внедрения этнокультурного образования в поликультурное пространство своего района, города, региона.

  • Важно оптимизировать реализацию модели формирования национально-культурной идентичности учащихся в рамках дополнительных образовательных услуг.
  • Следует продумать методы и формы массового вовлечения родительской общественности в реализацию экспериментального проекта, т.к. в первую очередь они смогут передать накопленный национальный опыт, традиции, научат детей применять их в собственной жизни.
  • Обобщить экспериментальный педагогический опыт в соответствии с результатами экспериментального проекта и определить пути его трансляции в инновационной деятельности.

Всё вышесказанное позволяет сделать вывод о необходимости внедрения инновационной модели с учётом ранее проделанной экспериментальной работы.

                                                

Описание структуры и содержания внедряемой инновационной модели.

Культурно-образовательная и информационная среда учреждения образования влияют на качество образовательного процесса, а вместе с внеурочной деятельностью  в целом несут очень важную функцию – формируют  не только предметные достижения, результаты (знания, умения применять знания по предмету, навыки), но и личностные достижения, результаты (личностное развитие, сформированность универсальных способов деятельности в трёх блоках – самоопределение, смыслообразование, морально-этическая ориентация), а также   метапредметные  достижения, результаты (сформированность универсальных учебных действий: познавательных (исследовательская, проектная культура), коммуникационных (коммуникативная культура) и регуляции деятельности (планирование, контроль, коррекция), в том числе  гражданские и культурные компетенции молодёжи, очень важные для  формирования личности каждого учащегося. Они позволяют развивать моральные качества индивида и его эстетическое отношение к миру; помогают определиться с гражданской позицией, социализироваться в обществе, а также формируют социогуманитарную культуру личности, её национально-культурную идентичность.

Целесообразность комплексного использования возможностей учреждения образования -  современного многопрофильного социокультурного образовательного ресурсного центра обусловлена актуальными требованиями дальнейшего социально-экономического развития страны, потребностью в новых инструментах работы с сельским сообществом – заказчиком образовательных услуг. А также назревшей необходимостью изменения формата работы учреждения образования, как составной части сельской инфраструктуры, способной объединить усилия семьи и общества по обучению и воспитанию молодого поколения, будущего нашей страны, здоровьесохранному поведению, осознанному выбору своей профессиональной траектории.

В сельской местности школа действительно находится в центре событий, в центре изменений взглядов общества на мировые тенденции, в центре социальной инфраструктуры как фундамент развития будущего общества, как единственный инструмент, реализующий нововведения во благо создания новых условий развития школьников и остальных жителей сельского микрорайона.

Объединение школы и других социальных партнеров приводят к образованию нового интегрированного сообщества, в котором социальные партнеры взаимно обогащаются разнообразными формами культурно-образовательной и творческой работы, опытом специалистов-профессионалов, приобретают разнообразную и более современную материальную базу, что в свою очередь, предоставляет больше возможностей для формирования культурной идентичности детей и общества в целом.

Микрорайон Малоберестовицкой средней школы удален от областного центра, от большинства развитых культурных учреждений, мест активного отдыха. Образовательный уровень родителей невысок: лишь в 35% из общего количества семей родители имеют высшее образование. Немало неблагополучных семей, семей группы «риска».

Школа как социокультурный центр создает единое воспитательное пространство в форме интеграции деятельности школы, учреждений здравоохранения, культуры и спорта, правоохранительных органов, общественных организаций, находящихся вблизи от школы не только для детей, но и их родителей.

Социокультурный центр созданный в микрорайоне и сочетающий в себе взаимодействие всех социальных партнеров позволяет не только поддержать молодежь, которая нуждается в активном социальном сопровождении, но и воспитывает все общество через активную внешкольную общественную деятельность. Именно в объединении усилий школы и различных институтов сельского социума, создании системы эффективного взаимодействия по формированию национальной идентичности у детей и жителей микрорайона заключается главное предназначение школы. Обучающийся должен обладать качествами жизнеспособной личности, готовой жить и трудиться на благо своего агрогородка, района, области и Республики.

Информационно-образовательное пространство учреждения образования, выступающего в роли социокультурного центра по формированию национально-культурной идентичности – это результат творческой и интегральной деятельности  учреждения (партнёрского взаимодействия через  диалог учителя и учеников; родителей и педагогов; учеников и их родителей и др. заинтересованных лиц из числа партнёров учреждения образования), нацеленный на создание общего ценностно-нормативного уклада жизни школы через национально-культурное (этнокультурное) сообщество команды единомышленников; это креативное  пространство  развития творческих способностей и возможностей по их реализации; динамическая система взаимосвязанных педагогических событий, которые составляют основы этнокультурной жизнедеятельности школы, направленных на личностное развитие учащегося, развитие его жизненных компетентностей.

Характеристика информационно-образовательного пространства учреждения образования будет включать следующие содержательные элементы:

  • Информационное пространство ученика (информационно-коммуникационное поле учреждения образования (библиотека/медиатека, компьютерные классы, интернет-кафе, учебные классы, информационные стенды, сетевое взаимодействие и др.), которое позволяет получать информацию в печатном и электронном виде, а также позволяет обмениваться этой информацией с другими участниками/партнёрами образовательного диалога/полилога.
  • Образовательное пространство ученика включает в себя организацию обучения и воспитания с использованием возможностей УО (материально-технической базы, учебных помещений, лабораторий, спортивных залов, музеев идр.);

•        Жизненное пространство ученика (интегральное отображение результатов его движения в информационно-образовательном пространстве УО);

•        Самообразовательное пространство (пространство эвристических заданий, ученических мастер-классов, индивидуальных проектов, факультативов, конференций, презентаций, клубов, музея);

•        Творческое пространство (мастерские, объединения по интересам, акции, креативные конкурсы);

•        Социальное пространство (социальная практика, социальные проекты по краеведению, по профориентации, участие в социальной работе школы).

Важной составляющей информационно-образовательного пространства школы, средством её расширения до социального пространства является социальная практика, которая играет роль механизма приобщения учащихся к различным видам деятельности, социальным пробам видения себя в обществе.

Основным назначением социокультурного центра региона становится выполнение функций образовательного учреждения нового поколения, представляющего собой слаженно работающую систему комплексов-мастерских, в которые могут входить: а) научно-исследовательский комплекс; б) социально-педагогический комплекс; в) художественно-эстетический комплекс; г) физкультурно-спортивный комплекс, направленных на отработку механизмов повышения целостности образовательной практики, когда всё, что окружает обучающегося, целенаправленно работает на его гражданское и интеллектуальное становление, а он, как составная часть социума, позитивно влияет на развитие последнего.

 Материально-техническая база современных учреждений образования позволяет поместить многообразие образовательных, культурно-просветительских, физкультурно-оздоровительных и иных социально-ориентированных сервисов, формирующих оптимальные условия для привлечения контингента обучающихся и жителей региона (района города), и позитивно влияющих на их развитие.

Кроме новых функциональных качеств информационно-образовательной среды учреждений образования (помещений, оборудования и мебели и др.) необходима особая мотивация педагогического коллектива к выполнению своих обязанностей на новом инновационном уровне, а это значит, что актуальным становится повышение профессионального мастерства через самообразование, непрерывное обучение   современным формам и содержанию образовательного процесса, развитие креативных качеств.

Инновационная модель организации учебной и внеучебной деятельности Малоберестовицкой СШ представляет собой систему комплексов-мастерских партнёрского взаимодействия педагога и учащегося по освоению содержания образования и формированию предметных и метапредметных компетенций.

Всё это  даст возможность   конструировать и применять передовые педагогические технологии  с учётом требований государства и общества к современной системе образования, в условиях опережающего её развития, а также сделать образование максимально практико ориентированным,  интегрированным с наукой и производством через тесное сотрудничество с представителями учреждений высшего  образования, институтов развития образования, городским сообществом, другими заинтересованными структурами и организациями.

Предлагаемая для внедрения модель  актуальна, так как рассматривает управленческие инструменты и современные механизмы эффективного управления педагогическим коллективом через организованную систему работы учреждения образования в качестве ресурсного  социокультурного  центра региона, в составе которого будут  работать комплексы-мастерские по направлениям:  здоровьесохранения и пропаганды спортивного образа жизни;  формирования научных знаний и исследовательской культуры учащихся; художественно-эстетического  и творческого развития; социально-педагогического взаимодействия.

Представленная модель позволит сформировать творческие группы из числа педагогических работников, учащихся и их родителей, а также других заинтересованных представителей из самых разных организаций и институтов  (библиотек, представителей  общественных организаций, учреждений высшего образования, предприятий и т.д.) -  это позволит объединить единой целью по формированию национально-культурной идентичности учащихся не только педагогических работников, но и  потенциальных заказчиков образовательного процесса:  учеников, родителей (законных представителей учеников), представителей государственных  и негосударственных структур.

                 

 Модель формирования  национально-культурной  идентичности  учащихся

            

Задачи учреждения образования по реализации основных направлений социокультурного центра по отношению к разным целевым группам:

- по отношению к учащимся и их родителям (законным представителям): повышение качества образования через расширение вариативности личностно ориентированных программ и форм обучения в рамках реализации компетентностного, этнокультурологического  подходов;

- по отношению к сообществу: привлечение заинтересованных субъектов и социальных институтов  к формированию и развитию национально-культурной идентичности  учащихся, родителей (законных представителей), педагогических работников через расширение возможностей материально-технической базы учреждения образования; информационно-образовательного пространства;  кадровый состав; внедрение школьных и региональных проектов);

- по отношению  к педагогическому коллективу учреждения образования: создание условий для мотивации к непрерывному обучению, формированию профессиональных компетенций; профессиональной и творческой самореализации и повышения квалификации;

- по отношению к региональной системе образования: оптимизация деятельности учреждения по формированию национально-культурной идентичности и национально культурных компетенций у учащихся через организацию системы работы учреждения образования с использованием комплексов-мастерских по направлениям деятельности, интегрирующие предметную направленность и внеурочную деятельность.

Социально-педагогический комплекс-мастерская реализует социальное, военно-патриотическое, духовно-нравственное направления деятельности через интеграцию учебной деятельности  по предмету (физическая культура и здоровый образ жизни; история и белорусский язык, литература, Человек и мир) и внеучебную деятельность (объединения по интересам, секции, клубы по интересам, творческие мастерские, группа продлённого дня, шестой школьный день, мероприятия каникулярного времени, работу школьного историко-краеведческого музея «Вытокі»).

Художественно-эстетический комплекс-мастерская реализует общекультурное направление через интеграцию учебной деятельности по предмету (изобразительное искусство, трудовое обучение (обслуживающий и технический труд), музыка) и внеучебную деятельность (объединения по интересам, дополнительные платные образовательные услуги, мероприятия в вечернее, каникулярное время, конкурсы художественной направленности, деятельность БРПО,БРСМ, ЮПМ,ЮИД,ЮДП, волонтерских и тимуровского отрядов)

Научно-исследовательский комплекс мастерская реализует общеинтеллектуальное направление через интеграцию учебной деятельности по предмету (биология, химия, история, русский, белорусский, иностранный язык и внеучебную деятельность (научно-практические конференции, олимпиады, конкурсы интеллектуальной направленности, семинары, ученические мастер-классы, дни самоуправления, деятельность поискового отряда «Память»)

Физкультурно-спортивный комплекс-мастерская реализует физкультурно-оздоровительное направление через интеграцию физкультурно-оздоровительной работы на уроках с внеучебной деятельностью  (туристические походы, соревнования, дни здоровья, работа пришкольных лагерей, тематические велопробеги, акции, работа школьной службы здоровья)

Цель: формирование ценностного отношения к здоровью.

Задачи:

Сформировать потребность  в здоровом образе жизни у учащихся и других участников образовательного процесса (педагогических работников, родителей, законных представителей учащихся);

Создать условия жизнедеятельности учреждения образования, адекватных образовательному процессу и наиболее благоприятных для саморазвития, самосовершенствования личности и повышения состояния здоровья обучающихся

                                      

Ожидаемые результаты внедрения инновационной модели

У обучающихся и их родителей:

  1. Сформирована мотивация к обучению (устойчивое желание у учащихся знакомиться с национальными и культурными особенностями своего народа, узнавать историю, подражать и выполнять традиции своего народа);
  2. Общество сориентировано на знание и выполнение моральных норм белорусского народа;
  3. Сформирована устойчивая этническая осведомленность (знание традиций, истории белорусского народа, правил поведения и особенностей общения);
  4. Сформированы способности изучать и анализировать опыт, традиции, знания лучших образцов народной культуры.
  5. Создана система образовательной работы (полная интеграция учебных предметов и внеучебных мероприятий по формированию национально-культурной идентичности у обучающихся и педагогов);
  6. Развита коммуникационная культура (расширение сфер использования белорусского языка)
  7. Удовлетворены деятельностью учреждения образования как социокультурного центра по формированию патриотических качеств, гордости за принадлежность к данному этносу, позитивных взаимоотношений между различными субъектами.
    1. Внедрены в работу учреждения образования концепции деятельности комплексов-мастерских;
    2. Повышен методический уровень педагогов, расширен профессиональный кругозор в работе по интегрированию учебной и вне предметной деятельности;
    3. Сформированы умения педагогов работать в режиме интеграции учебных предметов, дисциплин в образовательной, воспитательной и информационной сферах, строить целостную предметную и внеурочную деятельность по формированию национально-культурной идентичности у учащихся;
    4. Повышено качества образования посредством развития у учащихся познавательных универсальных учебных действий (УУД) (исследовательские научно-практические конференции, проекты, конкурсы интеллектуальной направленности);
    5. Созданы методические копилки, методические продукты по интеграции учебной и внеучебной деятельности по формированию национально-культурной идентичности.
    6. Организованы сетевые сообщества родителей и классных руководителей, методических объединения, кафедр.
    1. Удовлетворено деятельностью школы как социокультурного центра.
    2. Укреплен устойчивый интерес к белорусской истории, культуре, традициям и особенностям своего этноса.
    3. Установлено тесное взаимодействие всех социальных партнеров по формированию национально-культурной идентичности у подрастающего поколения.
    4. Сформировано четкое представление о местности, области и страны в которой мы живем.
    5. Скорректированы направления работы с общественностью микрорайона по формированию ценностного отношения к истории, культуре своей страны, малой Родины, белорусской семьи.

                          

Критерии и показатели, согласно которым определяется эффективность инновационной деятельности:

№ п/п

Критерии

результативности

Показатели

1

Качество образовательной деятельности учащихся

Баллы по предметам;  результаты участия в интеллектуальных и исследовательских  конкурсах; олимпиадах; проектах и др.

2

Удовлетворенность родителей

Положительная оценка  результатов образовательной деятельности своих детей; организации учебной и воспитательной работы УО; собственное участие в мероприятиях УО и др.

3

Инновационная   компетентность и исследовательская культура педагогов

Личностные достижения педагогов (разработка учебно-методических материалов по направдениям инновационного проекта; публикации; участие в конференциях; мастер-классах и др.)

                                    

Группы результатов интеграции учебной и внеучебной деятельности.

Критерии их оценивания

Личностные результаты

Метапредметные результаты (надпредметные универсальные учебные действия (УУД)

Предметные результаты

(в соответствии с программами по предметам)

Самоопределение: сформированность мотивации к обучению:

эмоционально-мотивационный:

желание знакомиться с национальными и культурными (этническими) особенностями своего народа, узнавать историю и ценностные ориентации своего этноса; наличие положительной национально-культурной идентичности; желание подражать и выполнять традиции своего народа

Познавательные УУД: исследовательская, проектная культура:

Когнитивный: этническая осведомленность – знание традиций, истории этноса, правил поведения, особенностей общения, системы ценностных ориентаций, способность изучать и анализировать национальный опыт, традиции, знание лучших образцов народной культуры и т.п.

Деятельностный:

осуществление деятельности по сохранению национальных и культурных традиций и правил своего народа (этноса), применение их в собственной жизни, построение собственной жизни в соответствии с национальными традициями

Знания (белорусский язык, белорусская литература; русский язык, русская литература; история; искусство; география и др.)

Смыслообразование: поиск и установление личностного смысла на основе устойчивой системы мотивов

Коммуникационные УУД: коммуникативная культура

Умения

Ценностные и морально-этические ориентации: знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение

УУД регуляции деятельности:

Планирование, контроль, коррекция

Навыки

                     

Кадровое и материально-техническое обеспечение проекта

  Ф.И.О.

         Занимаемая   должность

 Функции в проекте

Сицько

Надежда

Валентиновна

директор  

управление инновационным проектом

Гурская  Ольга Николаевна

заместитель директора

непосредственное организационно-методическое руководство деятельностью педагогов в учебной работе

Антонович Ольга

Ивановна

Заместитель директора

методическое руководство педагогов во внеклассной работе

Эйсмонт Тамара

Ивановна

педагог

организационно-методическое руководство краеведческой  и исследовательской деятельностью

Герасюк Ольга Вячеславовна

Киселевкая Виктория Ромуальдовна

Плявго Анна

Войтеховна

Гижук Анна Люциановна

Кердель Татьяна

Владимировна

Ивашко Татьяна Сергеевна

педагог

педагог

педагог

педагог

педагог

педагог

информационно-издательское сопровождение

образовательная деятельность

организация физкультурно-оздоровительной работы, профилактику ЗОЖ

образовательная деятельность

образовательная деятельность

общее руководство художественно –эстетической деятельностью

Педагог-психолог

                    

Для осуществления инновационного проекта учреждение образования располагает развитой материально-технической базой:

№ п/п

Наименование ресурса

Предназначение и использование

Методический мини-конференции зал с интерактивной доской

Образовательный процесс, непрерывное повышение квалификации педагогов

Компьютерный класс с возможностью выхода в интернет, веб-камерой, проектором

Образовательный процесс, сетевое взаимодействие всех компонентов образовательного пространства

Актовый зал с микрофонами и аудио - аппаратурой, проектором

Дополнительное образование, взаимодействие с социумом

Учебные кабинеты

Спортивный зал, спортивная площадка

Историко-краеведческий музей «Вытокі»

Образовательный процесс,  отработка и трансляция инновационной практики

Формирование ЗОЖ, развитие спортивных способностей, взаимодействие с местным социумом, расширение спектра дополнительных образовательных услуг

Организация поисковой, историко-краеведческой , исследовательской работы

                                

Финансово-экономическое обоснование инновационного проекта.

Для реализации инновационного проекта нет необходимости в особых материальных условиях.

Финансирование инновационной деятельности осуществляется в общем порядке деятельности учреждения образования на основании нормативных документов, локальных документов района, в котором находится учреждение образования и порядком, установленным Уставом учреждения образования.

Предполагается использовать возможности интерактивных, методических форм сотрудничества с отделом образования, спорта и туризма Берестовицкого райисполкома, учебно-методическим кабинетом Берестовицкого отдела образования, спорта и туризма.

Финансирование осуществляется в установленном порядке за счет средств источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь. За активное участие в инновационной деятельности педагогические работники имеют право на материальное поощрение, основания для начисления которого и соответствующий объем определяется Положением о материальном стимулировании работников учреждения.

                                             

Список литературы

  1. Беларусь – страна твоего будущего. Книга для выпускника / Авторы-составители Н.Г. Ва­нина, Н.Н. Ганущенко, В.И. Ивченков. – Минск: Пачатковая школа, 2010. – 168 с.
  2. Библер, В.С. От наукоучения – к логике культуры: два филос. введ. в двадцать первый век / В.С. Библер. – М.: Политиздат, 1991. – 412 с.
  3. Буткевич, В.В. Методика организации гражданского воспитания учащихся: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования / В.В. Буткевич, О.В. Толкачева. – Минск: Нац. ин-т образования, 2011. – 224 с.
  4. Буткевич, В.В. Патриотическое воспитание учащихся: история и современность: пособие для педагогов общеобразоват. учреждений, учреждений внешкольного воспитания и обучения / В.В. Буткевич. – Минск: Нац. ин-т образования, 2010. – 208 с.
  5. Валицкая, А.П. Новая школа России: культуротворческая модель: моногр./ А.П.Валицкая.- СПб.: изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. - 146 с.
  6. Видт, И.Е. Культурологические основы образования / И.Е. Видт. – Тюмень: Изд-во Тюм. гос. ун-та, 2000. – 164 с.
  7. Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века: в поисках практ.-ориентир. образоват. концепций / Б.С. Гершунский; Рос. акад. образования, Ин-т теории образования и педагогики. – М.: Совершенство, 1998. – 608 с.
  8. Кабуш, В.Т. Патрыятызм – інтэграваная якасць асобы школьніка / В.Т. Кабуш // Народная асвета. – 2003. – № 12. – С.46–47.
  9. Калачова, І.І. Этнакультурныя працэсы ў гарадской сям’і беларусаў у апошняй трэці ХХ – пачатку ХХІ ст. / І.І. Калачова . – Мн.: Беларуская навука, 2009. – 266 с.
  10. Катович, Н.К. Научно-методические основы гражданского и патриоти­ческого воспитания учащихся в учреждениях образования / Н.К. Като­вич // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2008. – № 12. – С.11-16.
  11. Кодекс Республики Беларусь об образовании. – Мн.: Нац. Центр правовой информ. Респ.Беларусь, 2011. – 400с.
  12. Концепция национальной безопасности Республики Беларусь. – Минск: Белорусский Дом печати, 2011. – 46 с.
  13. Кодэкс Рэспублікі Беларусь аб культуры. – Минск: Нац.центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2016. – 227 с.
  14. Крылова, Н.Б. Культурология образования/ Н.Б.Крылова. – М.: Народное образование,2000. – 272 с.
  15. Максимова Б.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. – М.: Просвещение. – 1987. –160с.
  16. Мароз, Т.І.Выкарыстанне інтэграваных факультатыўных курсаў у школьным выкладанні літаратуры / Мароз,Т.І. // Літаратурная адукацыя ў Беларусі на сучасным этапе: новыя падыходы і тэндэнцыі: зб.навук.арт. / уклад. А.І.Бельскі; рэдкал.: Г.У.Пальчык і інш. – Мінск: Нац.ін-т адуцкацыі, 2008. -С.138-142.
  17. Мароз, Т.І.  Вытокі тэатральнага мастацтва: праграма факультатыўных заняткаў для 5 класа; Асновы тэатральнай культуры: праграма факультатыўных заняткаў для 6 класа / Т.І. Мароз // Беларуская мова і літаратура ў школе. – 2008. – № 3. – С. 24–30.
  18. Мікуліч, Т.М. Мова і этнічная самасвядомасць / Т.М.Мікуліч. – Мінск : Навука і тэхніка, 1996. – 272 с.
  19. Мороз, Т.И. Беларуская літаратура і тэатр: праграма факультатыўных заняткаў для 7 класа; Тэатры Беларусі: праграма факультатыўных заняткаў для 8 класа / Т.І. Мороз // Беларуская мова і літаратура ў школе. – 2008. – № 6. – С. 28–34.
  20. Остапенко, А.А. Соборность как основа культурной деятельности детей и взрослых / А.А. Остапенко // Шк. технологии. – 2000. – № 5. – С. 22–25.
  21. Пайгусов, А.И. Конструирование интегрированного содержания на уровне предмета/ А.И. Пайгусов // Школьные технологии. – 2006. – № 2. – С.81-86
  22. Розин, В.М. Культурная деятельность подростка в контексте современной «подростковой культуры» / В.М. Розин // Шк. технологии. – 2000. – № 5. – С. 16–18.
  23. Титаренко, Л.Г. Национальная идентичность и социокультурныеценности в современномобществе/Л.Г. Титаренко. – Минск: РИВШ, 2006
  24. Тычына, М.А. Філасофія літаратуры.Беларускі варыянт/ М.А.Тычына. – Мн.: Беларуская навука, 2014. – 324 с.
  25. Я – Гражданин Республики Беларусь / Г.А. Василевич, В.А. Мельник, С.А. Маскевич, В.В. Якжик, В.В. Буткевич, Н.Г. Ванина. – 6-е изд. перераб. и доп. – Минск: Пачатковая школа, 2012. – 276 с.

УТВЕРЖДАЮ

Директор Малоберестовицкой СШ

__________ Н.В. Сицько

_____________ 2018г.

Программа инновационной деятельности

     Сроки реализации инновационного проекта:

Реализация Проекта рассчитана на три года – 2018-2021 годы.

Первый 2018-2019 учебный год:

Обучающие семинары для специалистов, задействованных в инновационном процессе.

Организация работы комплексов – мастерских по направлениям деятельности;

Разработка перспективного планирования в соответствии с программой реализации проекта.

Анализ и интерпретация полученных результатов.

Второй 2019-2020 учебный год:

Внедрение модели формирования национально-культурной   идентичности у учащихся в рамках деятельности учреждения образования как социокультурного центра»;

Анализ и интерпретация полученных результатов.

Третий 2020-2021 учебный год:

Оценка результативности работы;

Разработка методических рекомендаций;

Обобщение опыта работы.

Четвертый май 2021 – декабрь 2021:

Трансляция опыта работы на уровне района, области;

Создание методических брошюр, материалов в СМИ, методических продуктов;

Создание ресурсного центра на базе учреждения образования.

Этапы

Сроки

Содержание деятельности

Подготовительный

январь-июль

2018 г.

1) Организация деятельности учреждения образования по подготовке реализации инновационного проекта в рамках деятельности учреждения образования-многофункционального социокультурного ресурсного центра региона: определение целей и задач, создание творческих групп педагогов, организация обучения педагогических работников.

2) Изучение источников и анализ литературы по методике преподавания предметов с использованием возможностей интеграции.

3) Определение механизма развития национально/этнокультурной компетентности педагогов в процессе непрерывного обучения и самообразования (разработка вариативной модульной программы их повышения квалификации).

4) Оптимизация   модели формирования национально-культурной идентичности учащегося в учреждении образования с учётом регионального компонента.

Практический этап

Август 2018г. –

Апрель 2020 г.

1) Разработка Программы деятельности учреждения образования через систему комплексов-мастерских (социально-педагогический комплекс-мастерская; художественно-эстетический комплекс-мастерская; научно-исследовательский комплекс мастерская; физкультурно-спортивный комплекс-мастерская) в рамках многофункционального социокультурного ресурсного центра региона по формированию национально-культурной идентичности учащихся. Подготовка необходимых учебных материалов по предметам гуманитарного и художественно-эстетического цикла (белорусский язык и белорусская литература; история; география; биология; физическая культура; искусство и др.), а также по организации дополнительных образовательных услуг и вне учебной деятельности.

2) Внедрение модели формирования национально-культурной  идентичности учащихся в рамках учебной и внеурочной деятельности через деятельность комплексов-мастерских по направлениям деятельности.

3) Оптимизация вариативной системы повышения профессиональных компетенций педагогических кадров учреждения образования через самообразование, внедрение программы повышения квалификации по формированию национально-культурных компетенций педагогических работников и руководящих кадров,  разработка индивидуальных маршрутов/стажировки  личностно-профессионального развития с целью формирования их национально/этнокультурной компетентностей.

4) Разработка концепции информационно-образовательного пространства УО с учётом целей и задач инновационного проекта.

5) Разработка вариативной программы этнокультурного просвещения в поликультурном пространстве региона для участников образовательного процесса и других заинтересованных, поэтапное её внедрение.

Обобщающий

май 2020 г.– апрель 2021г.

1) Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития УО

2) Фиксация полученных результатов образовательной практики и предложения по их закреплению в нормативных актах.

3) Подготовка методических рекомендаций.

Внедренческий

Май 2021 – декабрь 2021

  1. Трансляция опыта работы на уровне района, области.
  2. Создание методических брошюр, материалов в СМИ, методических продуктов.
  3. Рассмотрения возможности создания ресурсного центра на базе учреждения образования.
  4. Создание сетевого сообщества для педагогов района (области).
  5. Создание электронного средства обучения для детей I- IV классов

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.