О неотложных мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков
В целях обеспечения защиты жизни и здоровья граждан нашей страны, создания условий для безопасного развития детей и молодежи, пресечения распространения наркомании как угрозы для демографии и здоровья нации, обеспечения безопасности общества и государства и в соответствии с частью третьей статьи 101 Конституции Республики Беларусь п о с т а н о в л я ю:
1. Государственным органам и подчиненным (входящим в их состав) организациям, а также советам общественных пунктов охраны правопорядка, общественным объединениям и иным организациям, на которых законодательными актами возложены функции по профилактике правонарушений, в том числе в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков, в пределах своей компетенции максимально активизировать усилия по противодействию незаконному обороту наркотиков и профилактике их потребления. В этих целях Совету Министров Республики Беларусь:
в трехмесячный срок разработать и утвердить комплексный план основанных на требованиях настоящего Декрета мероприятий, предусматривающий принятие эффективных мер по противодействию незаконному обороту наркотиков, профилактике их потребления, в том числе среди детей и молодежи, социальной реабилитации лиц, больных наркоманией;
не менее одного раза в год рассматривать на заседаниях Президиума Совета Министров Республики Беларусь состояние работы по противодействию незаконному обороту наркотиков, профилактике их потребления, социальной реабилитации лиц, больных наркоманией, и ежегодно до 15 марта представлять Президенту Республики Беларусь подготовленную совместно с Генеральной прокуратурой, Верховным Судом и Следственным комитетом сводную информацию о состоянии дел в этой сфере.
2. Уполномочить Министерство внутренних дел на осуществление координации деятельности государственных органов (организаций) в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков, в том числе по выполнению требований пункта 1 настоящего Декрета. Для осуществления указанных полномочий Министерство внутренних дел:
участвует в разработке и реализации государственной политики в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков;
определяет основные направления совершенствования деятельности в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков;
организовывает, координирует, контролирует взаимодействие правоохранительных и иных органов (организаций) при осуществлении противодействия незаконному обороту наркотиков, в том числе на приграничной территории Республики Беларусь;
вносит в установленном порядке на рассмотрение Президента Республики Беларусь предложения по совершенствованию законодательных актов в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков;
в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством принимает обязательные к применению нормативные правовые акты в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков и осуществляет контроль за их исполнением, участвует в подготовке проектов законодательных и других нормативных правовых актов в данной сфере;
обобщает практику применения законодательства в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков;
при необходимости информирует Президента Республики Беларусь о состоянии деятельности в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков и мерах по повышению эффективности такой деятельности;
участвует в соответствии с законодательством в разработке проектов международных договоров Республики Беларусь в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков.
3. Для целей настоящего Декрета используемые термины, если не установлено иное, имеют следующие значения:
аналоги наркотических средств, психотропных веществ – химические вещества, структурные формулы которых образованы заменой в структурных формулах наркотических средств, психотропных веществ или базовых структурах одного или нескольких атомов водорода на заместители атомов водорода, включенные в перечень заместителей атомов водорода в структурных формулах наркотических средств, психотропных веществ или базовых структурах, установленный Государственным комитетом судебных экспертиз;
базовая структура – указанная в Республиканском перечне наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих государственному контролю в Республике Беларусь (далее – Республиканский перечень), структура химического вещества, при модификации которой (путем замены одного или нескольких атомов водорода на заместители атомов водорода) образованы структурные формулы двух и более наркотических средств, психотропных веществ;
владелец информационного ресурса, размещенного в глобальной компьютерной сети Интернет (далее – владелец интернет-ресурса), – юридическое лицо и организация, не являющаяся юридическим лицом, с местом нахождения в Республике Беларусь, а также физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, имеющее постоянное место жительства в Республике Беларусь, реализующие права владения, пользования и распоряжения информационными ресурсами (их составными частями), размещенными в глобальной компьютерной сети Интернет (далее – информационные ресурсы);
наркотики – наркотические средства, психотропные вещества либо их прекурсоры и аналоги;
поставщик интернет-услуг – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие на территории Республики Беларусь услуги по обеспечению доступа юридических и физических лиц к глобальной компьютерной сети Интернет и (или) размещению в данной сети информации, ее передаче, хранению, модификации.
4. Установить, что:
4.1. незаконные с целью сбыта изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка, пересылка или незаконный сбыт наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов, совершенные группой лиц, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, либо лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные статьями 327 – 329 или 331 Уголовного кодекса Республики Беларусь, либо в отношении наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов в крупном размере, либо в отношении особо опасных наркотических средств, психотропных веществ, либо сбыт наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов на территории учреждения образования, организации здравоохранения, воинской части, исправительного учреждения, арестного дома, в местах содержания под стражей, лечебно-трудовых профилакториях, в месте проведения массовых мероприятий либо заведомо несовершеннолетнему – наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с конфискацией имущества или без конфискации;
4.2. незаконные с целью сбыта изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка, пересылка, или незаконный сбыт наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов, или действия, предусмотренные в подпункте 4.1 настоящего пункта, совершенные организованной группой либо сопряженные с изготовлением или переработкой наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов с использованием лабораторной посуды или лабораторного оборудования, предназначенных для химического синтеза, – наказываются лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет с конфискацией имущества или без конфискации;
4.3. действия, предусмотренные частью 2 статьи 328 Уголовного кодекса Республики Беларусь либо в подпунктах 4.1 или 4.2 настоящего пункта, повлекшие по неосторожности смерть человека в результате потребления им наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, – наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати пяти лет с конфискацией имущества или без конфискации;
4.4. незаконное перемещение через Государственную границу Республики Беларусь наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов при отсутствии признаков преступления, предусмотренного статьей 228 Уголовного кодекса Республики Беларусь, – наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества или без конфискации;
4.5. действие, предусмотренное в подпункте 4.4 настоящего пункта, совершенное группой лиц по предварительному сговору, либо повторно, либо лицом, ранее судимым за преступление, предусмотренное в подпунктах 4.4 – 4.6 настоящего пункта, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, либо в отношении особо опасных наркотических средств, психотропных веществ, либо в отношении наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в крупном размере, – наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с конфискацией имущества или без конфискации;
4.6. действие, предусмотренное в подпунктах 4.4 или 4.5 настоящего пункта, совершенное организованной группой, – наказывается лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с конфискацией имущества или без конфискации;
4.7. предоставление помещений для изготовления, переработки и (или) потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или других средств, вызывающих одурманивание, – наказывается арестом на срок до трех месяцев, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на срок от двух до пяти лет;
4.8. организация либо содержание притонов для изготовления, переработки и (или) потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или других средств, вызывающих одурманивание, – наказываются ограничением свободы на срок от двух до пяти лет со штрафом или лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом;
4.9. действие, предусмотренное в подпунктах 11.1 – 11.3 пункта 11 настоящего Декрета, совершенное в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, – наказывается штрафом, или арестом на срок до трех месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет.
5. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное частью 2 статьи 328 Уголовного кодекса Республики Беларусь либо в подпунктах 4.1 – 4.3 пункта 4 настоящего Декрета, подлежит уголовной ответственности в случае, если ко времени его совершения данное лицо достигло четырнадцатилетнего возраста.
6. По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных в подпунктах 4.1 – 4.9 пункта 4 настоящего Декрета, предварительное следствие производится следователями Следственного комитета.
7. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, которые организуют проведение дискотеки, работу культурно-развлекательного (ночного) клуба, игорного заведения, обязаны принимать предусмотренные законодательством меры по недопущению на дискотеках, в культурно-развлекательных (ночных) клубах, игорных заведениях потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ, либо потребления их аналогов, либо сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также информировать органы внутренних дел о выявлении фактов совершения таких действий.
8. Владельцы интернет-ресурсов обязаны:
анализировать содержание принадлежащих им информационных ресурсов и не допускать использования их информационных ресурсов для распространения сообщений и (или) материалов, направленных на незаконный оборот наркотиков;
информировать органы внутренних дел о попытках использования принадлежащих им информационных ресурсов для распространения сообщений и (или) материалов, направленных на незаконный оборот наркотиков.
9. Поставщики интернет-услуг за счет собственных средств и иных источников, не запрещенных законодательством, с 1 января 2016 г. обязаны обеспечивать формирование и хранение актуальных сведений о посещаемых пользователями интернет-услуг информационных ресурсах в порядке, определяемом Министерством связи и информатизации.
10. При наличии информации о размещении сообщений и (или) материалов, направленных на незаконный оборот наркотиков, на информационном ресурсе, владельцем которого в том числе является юридическое лицо (организация, не являющаяся юридическим лицом) с местом нахождения за пределами Республики Беларусь или физическое лицо, не имеющее постоянного места жительства в Республике Беларусь, Министерство информации направляет владельцу такого ресурса уведомление о необходимости удаления соответствующих сообщений и (или) материалов. Такие уведомления являются обязательными для исполнения всеми владельцами интернет-ресурсов на территории Республики Беларусь.
Поставщики интернет-услуг на основании решений Министерства информации обязаны ограничивать доступ к информационным ресурсам, содержащим сообщения и (или) материалы, направленные на незаконный оборот наркотиков.
Решения об ограничении доступа к информационным ресурсам, содержащим сообщения и (или) материалы, направленные на незаконный оборот наркотиков, принимаются Министерством информации на основании письменных уведомлений Министерства внутренних дел.
Решения Министерства информации, принятые в соответствии с частью третьей настоящего пункта, обязательны для исполнения всеми поставщиками интернет-услуг на территории Республики Беларусь.
Порядок ограничения доступа к информационным ресурсам, содержащим сообщения и (или) материалы, направленные на незаконный оборот наркотиков, устанавливается специально уполномоченным государственным органом в сфере безопасности использования национального сегмента глобальной компьютерной сети Интернет совместно с Министерством связи и информатизации.
11. Определить, что:
11.1. появление в общественном месте в состоянии, вызванном потреблением без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ либо потреблением их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, – влечет наложение штрафа в размере от пяти до десяти базовых величин;
11.2. нахождение на рабочем месте в рабочее время в состоянии, вызванном потреблением без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ либо потреблением их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, – влечет наложение штрафа в размере от восьми до двенадцати базовых величин;
11.3. потребление без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ в общественном месте либо потребление их аналогов в общественном месте – влечет наложение штрафа в размере от десяти до пятнадцати базовых величин;
11.4. непринятие индивидуальным предпринимателем либо уполномоченным должностным лицом юридического лица предусмотренных законодательством мер по недопущению на дискотеках, в культурно-развлекательных (ночных) клубах, игорных заведениях потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ, либо потребления их аналогов, либо сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также неинформирование органов внутренних дел о выявлении фактов совершения таких действий, если в этом деянии нет состава преступления, – влечет наложение штрафа в размере от десяти до двадцати базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо – от двадцати до пятидесяти базовых величин;
11.5. неисполнение владельцами интернет-ресурсов уведомлений Министерства информации о необходимости удаления сообщений и (или) материалов, направленных на незаконный оборот наркотиков, – влечет наложение штрафа в размере от пяти до двадцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя – от двадцати до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо – до ста базовых величин;
11.6. невыполнение поставщиком интернет-услуг предусмотренных настоящим Декретом обязанностей по формированию и хранению актуальных сведений о посещаемых пользователями интернет-услуг информационных ресурсах – влечет наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя – от пятидесяти до ста базовых величин, а на юридическое лицо – до двухсот базовых величин.
12. Предоставить право:
составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных в подпунктах 11.1 – 11.4 пункта 11 настоящего Декрета, уполномоченным должностным лицам органов внутренних дел, а протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных в подпунктах 11.5 и 11.6 пункта 11 настоящего Декрета, уполномоченным должностным лицам органов внутренних дел и органов государственной безопасности;
рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных в подпунктах 11.1 – 11.3 пункта 11 настоящего Декрета, органам внутренних дел и районному (городскому) суду (в случаях, предусмотренных в части второй настоящего пункта), а дела об административных правонарушениях, предусмотренных в подпунктах 11.4 – 11.6 пункта 11 настоящего Декрета, районному (городскому) суду.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных в подпунктах 11.1 – 11.3 пункта 11 настоящего Декрета, подлежат направлению в суд во всех случаях, если лицо не признало себя виновным в совершении административного правонарушения либо отказалось от дачи объяснений.
13. Создать в Республике Беларусь с 1 марта 2015 г. Единую систему учета лиц, потребляющих наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги.
Формирование и ведение Единой системы учета лиц, потребляющих наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги, осуществляются Министерством здравоохранения в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь.
Министерством здравоохранения обеспечивается незамедлительное представление сведений о лицах, включенных в Единую систему учета лиц, потребляющих наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги, в органы внутренних дел по их месту жительства (месту пребывания) для последующего принятия мер профилактического характера, а также по письменным запросам органов внутренних дел в установленные в них сроки.
Порядок организации работы по выявлению и учету лиц, потребляющих наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги, а также порядок обмена сведениями о таких лицах устанавливается Министерством здравоохранения совместно с Министерством внутренних дел.
14. В Республике Беларусь запрещается оборот аналогов наркотических средств, психотропных веществ, за исключением использования их в научных и учебных целях, при подготовке служебных собак, в оперативно-розыскной деятельности, а также экспертной деятельности, осуществляемой государственными судебно-экспертными учреждениями (подразделениями), с ноля часов суток, следующих за днем размещения информации о таких химических веществах на официальном сайте Министерства внутренних дел в глобальной компьютерной сети Интернет.
Отнесение химических веществ к аналогам наркотических средств, психотропных веществ осуществляется путем проведения экспертизы государственными судебно-экспертными учреждениями (подразделениями), созданными в установленном законодательством порядке, на основании постановлений о назначении экспертизы, выносимых органами уголовного преследования.
Предметом экспертизы являются соотнесение структурной формулы химического вещества со структурными формулами наркотических средств, психотропных веществ или базовыми структурами и определение наличия в этой структурной формуле одного или нескольких заместителей атомов водорода.
К аналогам наркотических средств, психотропных веществ не могут быть отнесены химические вещества, включенные в Республиканский перечень, а также лекарственные средства, включенные в Государственный реестр лекарственных средств Республики Беларусь.
В день вынесения заключения эксперта об отнесении химического вещества к аналогу наркотического средства или психотропного вещества государственным судебно-экспертным учреждением (подразделением) такая информация направляется в Министерство внутренних дел для размещения на его официальном сайте в глобальной компьютерной сети Интернет.
В срок, не превышающий шесть месяцев со дня размещения информации об аналогах наркотических средств, психотропных веществ на официальном сайте Министерства внутренних дел в глобальной компьютерной сети Интернет, такие химические вещества подлежат включению в Республиканский перечень путем внесения в него соответствующих дополнений. Информация о включении в Республиканский перечень химических веществ, отнесенных ранее к аналогам наркотических средств, психотропных веществ, размещается на официальном сайте Министерства внутренних дел в глобальной компьютерной сети Интернет.
15. Республиканский перечень устанавливается (изменяется, дополняется) Министерством здравоохранения по согласованию с Министерством внутренних дел и Государственным комитетом судебных экспертиз. Наркотические средства, психотропные вещества с общими базовыми структурами объединяются в Республиканском перечне в группы. Химические названия базовых структур указываются в наименованиях сформированных групп наркотических средств, психотропных веществ.
Обязательная юридическая экспертиза нормативного правового акта, предусматривающего изменение и (или) дополнение Республиканского перечня, не проводится. В день принятия указанного нормативного правового акта он направляется в Национальный центр правовой информации для включения в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. Данный нормативный правовой акт регистрируется в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь, подлежит официальному опубликованию на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь в день, следующий за днем поступления в Национальный центр правовой информации, и вступает в силу с ноля часов суток, следующих за днем его официального опубликования на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь.
16. Физические лица, которым открываются либо которым открыты электронные кошельки, подлежат обязательной идентификации независимо от размеров сумм электронных денег, числящихся в таких электронных кошельках, в порядке, установленном законодательством о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения.
Сведения об электронном кошельке, открытом на имя физического лица, подлежат обязательному представлению на основании письменного запроса органа государственной безопасности, органа внутренних дел или Следственного комитета в установленные в нем сроки.
Письменный запрос в банк либо иную организацию, открывшую электронный кошелек, имеют право направлять от имени:
органов государственной безопасности – Председатель Комитета государственной безопасности и его заместители, начальники главных управлений центрального аппарата Комитета государственной безопасности и их заместители, начальники территориальных органов государственной безопасности;
органов внутренних дел – Министр внутренних дел и его заместители, начальники главных управлений центрального аппарата Министерства внутренних дел и их заместители, начальники территориальных органов внутренних дел и их заместители;
Следственного комитета – Председатель Следственного комитета и его заместители, начальники главных управлений центрального аппарата Следственного комитета и их заместители, начальники управлений Следственного комитета по областям и г.Минску и их заместители, начальники районных (межрайонных), городских, районных в городах отделов Следственного комитета и их заместители.
17. До приведения актов законодательства в соответствие с настоящим Декретом они применяются в части, не противоречащей данному Декрету.
Основания и условия уголовной ответственности, наказания и иные меры уголовной ответственности, порядок деятельности органов, ведущих уголовный процесс, а также права и обязанности участников уголовного процесса в части, не урегулированной настоящим Декретом, определяются уголовным и уголовно-процессуальным законодательством.
18. Физические лица, которым открыты электронные кошельки и в отношении которых на дату вступления в силу настоящего Декрета идентификация не проводилась, обязаны до 1 марта 2015 г. представить в банк либо иную организацию, открывшую электронный кошелек, документы, необходимые для проведения идентификации. При непредставлении физическими лицами документов в указанный срок операции с электронными деньгами, числящимися в таких электронных кошельках, должны быть приостановлены до проведения идентификации в установленном порядке.
19. Совету Министров Республики Беларусь:
19.1. в трехмесячный срок внести в установленном порядке в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь проект закона Республики Беларусь, предусматривающий приведение законов (кодексов) в соответствие с настоящим Декретом;
19.2. в двухмесячный срок:
обеспечить создание и функционирование Единой системы учета лиц, потребляющих наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги;
принять меры по:
организации специализированных лечебно-трудовых профилакториев для больных наркоманией или токсикоманией;
созданию отдельных исправительных учреждений для отбывания наказания в виде лишения свободы лицами, осужденными за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, а также по обеспечению раздельного содержания таких лиц и других осужденных в иных исправительных учреждениях;
созданию профильных лечебно-воспитательных учреждений, обеспечивающих комплексную реабилитацию несовершеннолетних, состоящих в порядке, установленном законодательством, на наркологическом учете;
обеспечить приведение других актов законодательства в соответствие с настоящим Декретом и принять иные меры по его реализации.
20. Настоящий Декрет вступает в силу с 1 января 2015 г.
Пункты 4 – 6, 11 и 12 настоящего Декрета действуют до вступления в силу соответствующих дополнений и изменений в Уголовный кодекс Республики Беларусь, Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Президент Республики Беларусь А.Лукашенко
ЭТО ВАЖНО!!!
"Дизайнерские" наркотики – наркотики новой эры.
Информационные материалы для проведения осенней антинаркотической акции в учреждениях образования области
Каждый из Вас при слове «дизайнерские» наркотики уже успел подумать: «Неужели теперь наркотики, как и одежда, есть от известных брендов?» Спешу Вас разочаровать. Понюхать кокаина от Gucci или уколоться героином от Versace получится вряд ли. Давайте узнаем, что же за термин такой «дизайнерские наркотики».
На улице 21 век, и для человека теперь практически нет ничего невозможного. На вооружении человечества стоят самые современные достижения науки и техники.
Однако чем больше развивается цивилизация, чем больше наука узнаёт о природе и явлениях, происходящих в организме человека, тем изощрённей становятся средства для убийства себе подобных с целью обогащения.
Одним из таких средств являются наркотики новой эры, так называемые «дизайнерские» наркотики. Это психоактивные вещества (то есть изменяющие восприятие окружающей действительности, меняющие сознание человека), формула которых изменяется для того, чтобы обойти действующее законодательство и быть не включенным в список запрещённых препаратов и их прекурсоров (веществ, служащих сырьём для производства).
Это синтетические, искусственные заменители натурального действующего вещества, воспроизводящие полностью либо частично его свойства, но близкие по строению и свойствам и обладающие или не обладающие фармацевтическими эффектами натуральных известных наркотиков.
Они создаются путём изменения химической структуры, либо, что бывает очень редко, созданием новых препаратов, обладающих свойствами известных наркотиков.
Этот термин появился в начале 1980-ых годов и использовался для обозначения синтетических опиатов, появившихся в качестве альтернативы героину на чёрном рынке. Одним из таких препаратов является так называемый «Белый китаец», появление которого пришлось на середину 90-ых годов, и унёсший жизни многих потребителей наркотиков, так как его дозировка рассчитывается даже не граммами и десятыми долями грамма, а спичечными головками на несколько человек. В то время за короткий период только в одной из областей России умерло от передозировки «Белым китайцем» около 100 человек.
Дизайнерские наркотики разрабатываются во многих основных группах наркотиков, например: в группе анаболических стероидов, каннабиноидов, психоделиков и опиатов. В этих основных группах наркотических средств есть множество подразделений на другие, более разнообразные группы.
И в каждой происходят изменения на молекулярном уровне, таким образом, дизайнерских наркотиков великое множество, проконтролировать которое практически невозможно.
Любой мало-мальски грамотный химик в лабораторных условиях сможет, слегка изменив известную формулу, плодить официально не запрещённые наркотики в разнообразии, не поддающемуся исчислению.
Типичным примером дизайнерских наркотиков группы канабиноидов могут служить различные курительные смеси на основе синтетических канабиолов, в народе известные под названием «Спайсы».
Широкую популярность понятие «дизайнерские наркотики» обрело после того, как в жизнь обывателей ночных клубов в 80-ых годах прошлого столетия ворвался наркотик «Экстази» (он же MDMA). Он же стал первым наркотиком, занесённым в список наркотиков №1 Американского управления по контролю за оборотом наркотиков.
В то же время усиленное потребление метамфетамина в США вызвало необходимость контролирующих органов ужесточить контроль за прекурсорами, чтобы сократить производство данного наркотика в домашних условиях, что привело к появлению новых стимуляторов, самым известным из которых является меткатинон.
Благодаря интернету распространение дизайнерских наркотиков приобрело глобальный масштаб. В это время производителями таких наркотиков был введен в обиход термин «вещества для исследований», что исключало возможность преследования по закону. На упаковках с наркотическими препаратами даже появилась надпись: «Не для употребления человеком». Однако эти меры не уберегли производителей наркотиков от арестов в ходе крупной операции американских наркополицейских.
В результате были задержаны поставщики и распространители, а также ликвидированы две компании, производившие наркотики на территории Индии и Китая. После проведения этой операции многие интернет - магазины добровольно прекратили свою деятельность, несмотря на легальный статус их товаров во многих странах мира. В то время под маркировкой «вещества для исследования» реализовывались вещества, по своей структуре напоминающие псилоцибин (ЛСД) и мескалин.
Огромной теоретической базой для исследований и открытия новых формул веществ, способных изменять сознание человека, стали работы частных химиков, университетов и корпораций, проведённые на протяжении 20 века.
Компании, производившие данные вещества, поставляли их в виде порошка, так как форма капсул или таблеток провоцирует употребление человеком. Дозы потребления препарата сильно варьировались, что порой приводило к смертельным исходам. Такие случаи вызывали резонанс в обществе, что приводило к запрету большинства дизайнерских наркотиков.
В начале 21 века обретают популярность курительные смеси. Проведённые экспертизы установили, что своим эффектом «миксы» обязаны синтетическим веществам содержащимся в их составе, а вовсе не веществам растительного происхождения, как утверждали производители.
После этой информации во многих странах были приняты законы, запрещавшие свободный оборот «спайсов», приравнивая их к наркотическим веществам. Республики Беларусь также приняла соответствующие поправки в законе, и курительные смеси теперь входят в список веществ, запрещённых к свободному обороту. Также были предприняты попытки наркодельцов распространять на рынке дизайнерские препараты группы стимуляторов под известными брендами вроде: Vanilla sky, Euphorija, Speed rush.
История употребления новых наркотиков слишком коротка, чтобы делать однозначные выводы. Наука не успевает за экспериментами во имя удовольствия за деньги. Только в 2010 году в не подконтрольном властям и законам обороте появилось 40 новых дизайнерских наркотиков. А в аптеках — около 2000 видов новых лекарств, некоторые из которых обладают прямым или побочным психотропным эффектом. Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков в 2012 году изъяла 600 килограммов так называемых дизайнерских наркотиков из Юго-Восточной Азии. (Для примера в 2010-м - конфисковано 60 килограммов таких наркотиков, в 2011г. - 160!).
В основном подобные вещества приходят в Россию почтовыми отправлениями. В связи с этим ФСКН вместе со службой безопасности «Почты России» разработала план совместных действий по противодействию таким поставкам. Однако новые виды «дизайнерских» наркотиков появляются почти еженедельно. При этом такие наркотики очень дешевые (доза стоит менее 100 российских руб.) и достаточно концентрированные. Производители маскируют «дизайнерские» вещества названиями «Средство для чистки пепельниц», «Средство для похудения», «Соль для ванн», «Джигурда», «Зеленый квадрат», «Русская банька» и так далее. Поэтому, говоря о «специях» и «солях для ванн», молодые люди имеют в виду вещества с наркотическим эффектом, которые власти еще не успели запретить, ибо мало о них знают.
В основном данные наркотики поставляются в Россию из Китая, и реализовываются посредством интернета, так как свободная продажа запрещена. В связи с этим в июле 2012 года был принят законопроект, одобряющий фильтрацию сайтов по системе «чёрного списка» и их блокировку. В этот список попали многие интернет – ресурсы, занимавшиеся распространением дизайнерских наркотиков.
Последствия употребления: вред от употребления и последствия приёма дизайнерских наркотиков до сих пор до конца не изучены. Обычно исследования воздействия этих веществ на людей поверхностны и ограничиваются тестами. Механизм воздействия большинства таких наркотиков, и порой даже их формула, остаются неясными по коммерческим соображениям, а также из-за незаконного статуса данных веществ, затрудняющих исследования. Поэтому пока рано говорить о больших успехах как наркополицейских всего мира, так и белорусских милиционеров, так как производители находятся всегда на шаг впереди.
Проблема актуальна и для нашей области. За 7 месяцев 2014 года в сравнении с аналогичным периодом 2013 года в Гродненской области возросло количество преступлений несовершеннолетних, связанных с незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ, с 0 до 46. Это 25% от общего числа всех зарегистрированных преступлений несовершеннолетних.
Материалы подготовлены отделом воспитательной и социальной работы управления образования Гродненского облисполкома с использованием статей Интернета и официальных статистических данных
АКЦИЯ "ФЛИКЕР!"
Фликеры – это ваша безопасность на дорогах
С наступлением осенне-зимнего периода значительно уменьшается световой день, и снова становится актуальным использование пешеходами световозвращающих элементов.
Для реагирования автомобилистов имеют значение и погодные условия. Поэтому каждый пешеход в тёмное время суток должен быть обозначен фликерами независимо от того, двигается он по краю проезжей части за городом или в городской черте. И взрослый, и школьник должен понимать: «Это необходимо для меня и моей безопасности!»
На сегодняшний день торговые объекты предлагают широкий ассортимент световозвращающей продукции: нарукавные повязки, пояса, браслеты, брелки, накидки. Фликеры можно носить на головных уборах, одежде, на цепочке, наклеивать или привязывать к сумочке и портфелю, крепить на велосипеде, роликах, коляске. Причём далеко ходить не надо: любой сельский магазин, отделение связи, ларёк предложат вам фликеры на выбор.
Тем, кто игнорирует Правила дорожного движения, следует знать, что их нарушитель — будь то пешеход, велосипедист, возница гужевого транспорта — может быть оштрафован на сумму 3 базовые величины.
А нарушение ПДД в состоянии алкогольного опьянения влечёт наложение штрафа в размере от 3 до 5 базовых величин.
Призываем Вас самим позаботиться о себе и своих близких.
Кампания по использованию фликеров в Беларуси началась десять лет назад. За это время слоган «Стань заметней в темноте», кажется, выучили наизусть все. На дамских сумочках появились квадратики и кругляши со световозвращающим покрытием, а в салонах некоторых машин — накинутые на передние сиденья жилеты повышенной видимости. Обычно водители приветствуют использование фликеров. А вот носят ли сами? Ведь им тоже приходится пересекать дорогу, например по пути со стоянки или в магазин. Ситуации ведь разные бывают. Поэтому мы решили узнать: а носите ли вы фликеры, и при каких условиях?
— Изначально фликеры были представлены как средство для повышения детской безопасности в 2002 году на одной из конференций, — напомнили в пресс-службе УГАИ МВД. — Позже был поставлен вопрос о более широком их использовании — для всех пешеходов. Были разработаны два госстандарта: один касается световозвращающих элементов в одежде, другой — непосредственно фликеров. А в редакции ПДД от 2006 года появился пункт об их использовании пешеходами в темное время суток. На милицейской форме появились световозвращающие вставки. Позже мы инициировали использование таких наклеек на спецодежде сотрудников СПК, коммунальщиков, дорожников и т. д. Было организовано производство фликеров в Минске и Могилеве. Все это положительно сказалось на дорожной обстановке. Для сравнения: в 2006 году было совершено 2056 ДТП с пешеходами в темное время суток, в 2007-м — уже 1799, в 2008-м — 1664, в 2009-м — 1538, в 2010-м — 1374, в 2011-м — 1331.
В ГАИ также напоминают, что использование фликеров не дает права нарушать ПДД, выходить безосновательно на проезжую часть. Кроме того, пешеходы должны понимать, что световозвращающие элементы могут быть незаметны, например закрыты складками одежды.
КУРИТЬ - ЭТО НЕ МОДНО!
20 ноября Всемирный день отказа от табака
Сейчас во всём мире остро стоит проблема сохранения здоровья. Некоторые болезни настигают человека независимо от его образа жизни. Однако зачастую он сам наносит вред своему здоровью. Одна из причин - курение.
"Дурные привычки" и склонности - курение, алкоголь и наркотики, делают людей больными, немощными. Сегодня человечество переживает кризис: очень много детей, подростков, школьников, юношей, девушек курят, употребляют алкоголь, а иногда и наркотики. Минздрав свидетельствует, что наша нация постепенно вымирает: растёт детская смертность, число детей, имеющих психические отклонения, увеличивается.
Многие считают, что курение - это не болезнь и ничего страшного для курильщика и окружающих его людей в курении нет. А вы как думаете? Никотин, который содержится в сигаретах, относится к нервным ядам. От него сильнее бьётся сердце, становится частым дыхание, бывает тошнота и рвота, т.к. организм отравляется. У курильщиков становится сухой кажа, появляется запах изо рта и от одежды, память становится хуже, со временем начинают дрожать руки. Если курильщик не может найти сигарету, чтобы закурить, у него начинается ломка, начинает болеть голова, желудок, возникает слабость, нервозность, его мысли заняты лишь вопросом, где найти сигарету.
Друг! Подумай, прежде чем закурить сигарету! Ведь твоя жизнь может быть под угрозой! Дорожи жизнью и своим здоровьем!!!