ПОЛОЖЕНИЕ
I.Общие положения о школьном ученическом самоуправлении
II.Цели, задачи и основные педагогические принципы деятельности
III.Функции школьного ученического самоуправлении
IV.Структура школьного ученического самоуправления
V.Права и обязанности членов школьного ученического самоуправления
VI.Положения о центрах
VII.Законы и правила школьного ученического самоуправления
VIII.Положение о выборах в школьное ученическое самоуправление
IX.Взаимодействие ученического самоуправления школы с администрацией, учителями, родителями учащихся и общественностью
X.Отчётность школьного ученического самоуправления
XI.Нормативно-правовая база
- Общие положения о школьном ученическом самоуправлении
1. Совет «ШАНС» учеников Малоберестовицкой СШ создан в 2015 учебном году и является представительским органом ученического самоуправления учащихся школы и преследует воспитательную цель педагогов данной школы по развитию творческих способностей учащихся, их самореализации и вырабатывание навыков самостоятельной работы по формированию осознанной гражданско - нравственной позиции. Решения Совета обязаны выполнять все учащиеся школы.
2. Высшим органом ученического самоуправления в школе в период между школьными ученическими собраниями (конференциями) является школьный ученический совет, избираемый, собранием (конференцией), которое определяет и срок его полномочий, который указан в Положении о выборах в школьное ученическое самоуправление.
3. Руководство школьного совета осуществляет лидер-менеджер учащихся школы (далее лидер), избираемый общешкольным голосованием, а также Совета на первом заседании открытым голосованием избирает лидеров центров самоуправления.
4. Состав Совета школы входят:
лидер-менеджер;
вице-менеджер;
лидеры центров;
кураторы (из числа педагогов)
5. Координирует деятельность школьного Совета лидер-менеждер.
6. Заседание школьного Совета проводится один раз в четверть (в последнюю неделю) и по необходимости.
7. Решение школьного Совета считается правомочным, если за него проголосовало не менее половины присутствующих на заседании членов школьного ученического самоуправления.
II. Цель, задачи и основные педагогические принципы деятельности
Цели:
1. Развитие интеллектуальной и духовно - нравственной сфер жизни детей и подростков.
2. Содействие становлению правовой, демократической, самоуправляющей школы, обеспечивающей свободное развитие личности, формирование социальной активности, воспитание гражданственности, ответственности, уважительного отношения учащихся к правам других людей.
Задачи:
1. Содействовать развитию школьного самоуправления.
2. Формировать нравственные качества, воспитывать чувство коллективизма, товарищества, ответственности, социальной дисциплины.
3. Гуманизация и гармонизация взаимоотношений педагогов, учащихся и родителей, вовлечение их в школьную работу.
Основные педагогические принципы:
1. Комплексное воздействие нравственной, эстетической, трудовой и физической сфер на сознание, ум и чувства детей.
2. Непрерывность и систематичность воспитательной работы.
3. Учет индивидуальных особенностей и организация работы в соответствии с интересами и способностями детей.
4. Сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм воспитания на основе добровольности, гибкости педагогического руководства.
III. Функции школьного ученического Совета
1. Координирует деятельность всех органов и объединений учащихся школы, планирует и организует внеклассную и внешкольную работу учащихся.
2. Организует самообслуживание учащихся, их дежурство, поддерживает дисциплину и порядок в школе.
3. Устанавливает шефство старших классов над младшими.
4. Готовит и проводит собрания и конференции учащихся школы.
5. Организует выпуск газеты в школе.
6. На своих заседаниях обсуждает и утверждает планы подготовки и проведения важнейших школьных ученических мероприятий.
7. Заслушивает отчёты о работе своих центров, комиссий, и других, рабочих органов самоуправления, а также органов самоуправления первичных коллективов и объединений учащихся и принимает по ним необходимые решения.
8. Слушает отчёты ответственных о выполнении своих решений, принятых на предыдущих заседаниях.
9. Решает вопросы поощрения и наказания.
10. Принимает решения об ответственности учащихся в соответствии со своими полномочиями.
11. Принимает решения об использовании заработанных ученическим коллективом денег.
12. Подводит итоги соревнования между классными коллективами в общественно полезной деятельности.
13. Утверждает состав делегации учащихся школы на городские (районные) совещания и конференции школьников, и т. д.
14. Рабочие органы школьного ученического самоуправления учреждают свои эмблемы, девизы, ритуалы и т. д.
15. ШУС правомочен просить администрацию школы о выделении им в помощь педагогов-консультантов из числа имеющих соответствующую квалификацию учителей.
IV. Структура школьного ученического самоуправления
Школьное ученическое самоуправление называется «ШАНС» (школьная ассоциация нового самоуправления) и имеет следующую структуру:
Уровни развития ученического самоуправления:
1-й уровень – ученическое самоуправление в классе (классное собрание, классные органы самоуправления).
2-й уровень – старостат школы (заседание старост классов)
3-й уровень - совет старшеклассников
Состав совета старшеклассников:
Менеджер школы;
вице-менеджер школы;
пресс-секретарь (лидер);
лидер культуры и досуга;
лидер труда;
лидер физической культуры и спорта:
лидер образования;
лидер милосердия;
кураторы (из числа педагогов)
4-й уровень – общешкольное ученическое самоуправление (общешкольное ученическое собрание)
Система самоуправления состоит из четырёх уровней – классное самоуправление, совет старшеклассников, школьный старостат, ученическое самоуправление.
Классное самоуправление:
Высшим органом самоуправления в классе является классное собрание. Каждый учащиеся в течение года выступает в роли и исполнителя, и организатора, что достигается при помощи чередования творческих дел, работы дежурных групп. Практически каждый ученик входит, в какой – либо совет, комитет, имеет свои права и обязанности.
Каждый учащийся получает свою сферу деятельности. Цель работы классного руководителя – добиться, чтобы не брать на себя функции учащихся. Учащиеся сами планируют свою деятельность, организуют ее выполнение, анализируют свои результаты.
Старостат школы:
Органом самоуправления школы является старостат (заседание старост классов). Заседания старостата проводится 1 раз в две недели (и по необходимости). В состав старостата входят старосты 2-11 классов. На заседаниях старостата решаются неотложные и основные дела на предстоящую неделю. Решения старостата доводиятся до сведения учащихся классов. Старосты классов помогают организовать и координировать деятельность всех учащихся.
Совет старшеклассников:
Проводит заседания 1 раз в четверть.
Ученическое собрание (конференция):
Основным органом школьного самоуправления является общешкольное ученическое собрание, на котором присутствуют делегаты от всех классов с правом голоса, педагоги консультанты, руководители объединений, администрация школы. Собрание решает вопросы жизни школы, заслушивает отчеты органов самоуправления, утверждает состав центров, анализирует ход выполнения принятых решений, оценивает работу различных объединений, советов, намечает перспективы развития школы.
СТРУКТУРА УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Общешкольное ученическое собрание (конференция) |
Совет старшеклассников «ШАНС» |
старостат классов |
Педагоги-консультанты |
Центры дел |
Системообразующим звеном в самоуправлении будут действующие центры, которые повлияют на развитие ребенка сложившимися традициями, социально – психологическим укладом, предлагаемыми нормами отношений и деятельности. При действующих центрах будут сохранены традиции школы.
Функции участников школьного ученического самоуправления
Менеджер (лидер):
Организует работу идейного центра;
Проводит заседания ШУС, собрания актива школы;
Контролирует выполнение решений ШУС;
Координирует связь рабочих групп между собой, связь рабочих групп с идейным центром;
Осуществляет связь с методическим объединением классных руководителей, со всеми учителями школы.
Лидеры центров:
Отвечают за ведение документации ШУС;
Вместе с председателем ШУС готовят задания ШУС и центров;
Приглашают учащихся, учителей и др. на заседания ШУС и центров.
V. Права и обязанности члена школьного ученического старостата
Член Ученического старостата школы имеет право:
интересоваться всем, что происходит в школе, задавать об этом вопросы учащимся, представителям школьных органов самоуправления, родителям учеников, директору школы и его заместителям (завучам), другим людям, выполняющим в школе ответственные поручения;
свободно участвовать в обсуждении вопросов Старостата;
предлагать Старостату вопросы для обсуждения;
предлагать Старостату свои варианты решений обсуждаемых проблем и вопросов;
при обсуждении вопросов и голосовании руководствоваться своим личным мнением; открыто отстаивать свое мнение по обсуждаемым вопросам вплоть до принятия Старостатом решения по этим вопросам;
критиковать деятельность любого органа самоуправления школы (в том числе и Ученического старостата школы), класса, группы или другого объединения, а также деятельность и поведение любого ученика или взрослого;
выполняя поручения Ученического старостата школы, действовать от его имени;
от имени Старостата принимать решения в делах, за которые ему (ей) Ученический старостат школы поручил отвечать;
в необходимых случаях принимать ответственные решения от имени Старостата (если это поможет изменить к лучшему ситуацию или предотвратить нечто нежелательное);
сдавать от имени Старостата поручения классным коллективам, школьным группам и объединениям, а также учащимся школы и требовать выполнения этих поручений; представлять Ученический старостат школы в делах (на мероприятиях), проводимых в классах, группах или других школьных объединениях.
Член Ученического старостата школы обязан:
участвовать в работе заседаний Старостата;
выполнять законы, традиции и правила Старостата;
принимать активное участие в деятельности рабочих групп, комиссий, других общественных объединений, которые создает Ученический старостат школы, и отчитываться за свою работу в них на сессии Старостат или перед ответственными лицами Старостата (пред председателем Ученического старостата школы, его заместителем, секретарем Старостата или руководителем соответствующей рабочей группы);
выполнять поручения Старостата и своевременно отчитываться за их выполнение; информировать свой класс о работе Ученического старостата школы;
представлять в Старостате мнение (мнения) и интересы своих одноклассников, доводить да сведения Ученического старостста все предложения и замечания, которые учащиеся высказывают в адрес Ученического совета школы.
Лидер-менеджер отвечает за:
организацию работы Старостата;
выполнение планов и решений;
подготовку и проведение Ученического старостата школы;
выполнение настоящего Положения;
представляет Старостат в общественных и других объединениях и организациях.
Лидер-менеджер самоуправления школы обязан:
планировать работу Старостата;
организовывать своевременное информирование членов Старостата о предстоящих мероприятиях Старостста;
периодически отчитываться перед Старостстом о своей работе;
взаимодействовать с директором школы, его заместителями, классными органами самоуправления, педагогами и родительской общественностью по вопросам жизнедеятельности ученического коллектива школы.
Секретарь отвечает за:
Своевременное ведение документации Старостста (протоколы, решения Старостста), собирает информацию о выполнении решений Старостста.
Секретарь обязан:
оформлять протоколы сессий в недельный срок после их проведения; "ставить вопросы о выполнении решений Старостата, об отчетах членов Старостста, включая председателя и его заместителя.
Секретарь имеет право:
уточнять во время заседания или после его проведения формулировки высказываемых (высказанных) предложений.
IV Положение о старосте класса
1.Староста класса - ответственное и почётное поручение. Он является ответственным уполномоченным одноклассников по организации самоуправления в классе и, одновременно с этим, помощником классного руководителя.
2.Староста класса избирается и переизбирается общим собранием класса из числа учащихся этого класса. Кандидатура старосты класса согласовывается с классным руководителем.
3.Срок полномочий старосты класса определяется общим собранием класса.
4.В своей деятельности мэр города-класса стремится к сохранению и развитию лучших традиций класса и школы.
5. Староста класса отвечает:
за организацию хозяйственно-бытовых мероприятий класса, включая дежурство;
за своевременное информирование одноклассников о событиях, непосредственно касающихся класса;
за организацию самоуправления в классе.
6.Староста класса имеет право:
созывать и проводить общие собрания класса;
собирать ученический актив класса для обсуждения проблем и конкретных вопросов жизни и деятельности классного коллектива и (или) участия класса в школьных мероприятиях;
Сдавать одноклассникам (любому учащемуся класса) постоянные и временные поручения и добиваться выполнения этих поручений;
требовать от учащихся своего класса отчетов о выполнении поручений, данных ученику коллективом (общим собранием) класса или лично (старостой);
организовывать класс на участие в школьных мероприятиях;
оперативно (срочно) принимать решения по хозяйственно-бытовым и организационным вопросам жизнедеятельности класса;
в случае необходимости принимать на себя ответственность и осуществлять оперативное руководство мероприятиями класса, а также координировать действия учащихся класса в школьных мероприятиях;
определять объем работы дежурных по классу;
контролировать работу дежурных по классу; выяснять причины отсутствия учащихся на занятиях;
для проведения занятий (по поручению учителя или в случае особой необходимости) брать журнал в учительской и ключ от кабинета;
представлять интересы класса в общественных организациях школы;
участвовать в подведении итогов школьных дел (мероприятий), когда это касается класса
7.Староста класса обязан: знать (своевременно узнавать) расписание занятий класса, изменения в расписании и сообщать о них одноклассникам;
сообщать завучу школы или дежурному администратору, если урок не начался в течение 10 минут по расписанию;
знать, кто из учащихся класса присутствует (присутствовал или отсутствовал) на том или ином учебном занятии;
организовывать дежурство по классу, составлять графики дежурства, назначать дежурных по классу и координировать их действия, во время дежурства класса по школе назначать дежурных на посты, инструктировать дежурных об их обязанностях;
заботиться о готовности учебного помещения (класса, кабинета) к уроку и о порядке, который после себя оставляет класс, назначать для этого ответственных или дежурных из числа одноклассников и контролировать их действия;
выполнять решения классного коллектива (если они приняты большинством учащихся), организовывать выполнение этих решений;
учитывать интересы одноклассников при принятии решений, советоваться при этом с ними; координировать взаимодействие учащихся класса и общественных объединений по самоуправлению класса;
информировать коллектив класса о решениях органов ученического самоуправления школы, касающихся класса;
по поручению классного руководителя и в его отсутствие организовывать работу класса.
8.Как помощник классного руководителя староста класса выполняет его поручения по информированию одноклассников о распоряжениях классного руководителя и по организации учащихся своего класса на участие в классных и школьных мероприятиях. Поручения классного руководителя мэр города-класса может выполнять лично или опосредованно, то есть перепоручать их ответственному и более компетентному (в данном конкретном поручении) однокласснику. Классный руководитель оказывает старосте помощь советами и поддерживает его своим авторитетом.
9. Староста класса входит в состав Старостата
10. За выполнение своих обязанностей староста класса отвечает, прежде всего перед: общим собранием класса;
классным руководителем;
школьным ученическим советом.
11. О положении дел в классе и о своей работе староста класса периодически отчитывается перед:
коллективом класса;
Старостатом школы;
Советом старшеклассников.
12.За добросовестное выполнение своих обязанностей старосты классов поощряются.
VII. Законы и правила школьного ученического совета
Законы Ученического совета школы
1.Закон ответственности
Члену Ученического совета школы есть дело до всего, что делается в школе. Он пользуется своим правом принимать ответственные решения, брать на себя ответственность. Член Совета настойчиво добивается выполнения решений Ученического совета школы, он не ждет указаний, а сам принимает решение и организует дело. Член Ученического совета школы не забывает о взятых на себя обязательствах, каждое дело доводит до конца. Член Совета - пример в отношении к делу, к учебе и к труду. Член Ученического совета школы отвечает перед Советом за свои действия, которые он совершал от имени Совета. За эти действия и за свою работу в Совете член Ученического совета школы отчитывается на сессии Совета, а также на общем собрании учащихся школы или на общешкольной ученической Конференции.
2.Закон внимательности
Член Ученического совета школы внимателен к людям, к их мнениям и пожеланиям, ко всему, что делается в школе. Член Совета также внимательно читает объявления о сессиях Совета. Закон точности Член Ученического совета школы точен во времени и в делах, держит свое слово.
3.Закон дисциплины
Член Ученического совета, безусловно, выполняет Устав школы, все законы, правила, решения и поручения Совета, поступает в соответствии с Положением об Ученическом совете школы.
На заседании Ученического совета школы действуют Правила:
1.Правило свободного микрофона: высказываться может каждый, но после того, как выступающий закончит, говорим или истечёт время выступления, ведущий (председательствующий) имеет исключительное право передать "микрофон" (слово) кому-либо другому. Если ведущий не передаст никому "микрофон", его берет тот, кто раньше других приготовился говорить - поднял руку (приоритетное условие для того, чтобы взять микрофон) и ближе других находится к закончившему выступление. Выступающего внимательно выслушивают.
2.Правило двух минут для выступления
Свободный микрофон можно "держать в одних руках" не дольше двух минут. Выступая, помнят ребята: "Не говори длинно, а говори сжато".
3.Правило семи минут для доклада
Доклад может длиться не дольше семи минут. Но для очень важного и содержательного доклада по решению Совета может быть дано дополнительное время.
4.Правило поднятой руки
Если хочешь сказать важное, то подними руку, и тебя должны выслушать. Но если кто-то поднял руку – ты, как и все, должен его выслушать внимательно не перебивая. Если поднято несколько рук, то очерёдность выступающих определяет ведущий (председательствующий).
5.Правило реплик Реплики с мест принимаются, но выступающие не перебиваются.
6.Правило свободы мнений
Для совета ровно значит: "Думаешь ли ты как все или думаешь иначе".
7.Правило конструктивной критики
Ты такой обычай знай: "критикуешь - предлагай!"
8.Правило блокнота и ручки
На сессию члены Совета приходят с блокнотом и ручкой (карандашом) для того, чтобы записать все самое главное, чтобы не забыть и потом рассказать в своем классе.
VIII. Положение о выборах в школьный ученический совет
Школьный ученический совет формируется из лидера-менеджера школы, вице-менеджера, лидеров центров, Саростата, секретаря. Организация Школьного совета учащихся избирается сроком на один год. Выборы в школьный ученический совет лидера-менеджера и вице-менеджера (вице - менеджером школы становится кандидат, в менеджеры занявший на выборах второе место) школы происходит в сентябре-октябре месяце. Подготовку выборов и контроль за ними осуществляет центральная избирательная комиссия школы. Советник Ученического совета школы - как правило, кураторы центров. Он выбирается конференцией учащихся школы или назначается решением Ученического совета школы. Советник может назначаться педагогическим советом или директором школы и утверждаться решением Совета. Пресс-секретарь Ученического совета школы избирается на первой сессии из числа членов Совета. Члены Совета могут избираться на Конференции учащихся школы или делегироваться коллективами классов как их полномочные представители. Полномочные представители классных коллективов избираются и Ученический совет школы прямым открытым голосованием. Член совета считается избранным, если за его избрание проголосовали более половины учащихся класса, при условии, что в голосовании участвовали не менее 2/3 учащихся класса. Член Ученического совета школы считается полномочным после утверждения его полномочий Советом (большинством голосов при прямом открытом голосовании). Лидеры совета учеников школы выбираются на первом заседании большинством голосов при прямом открытом голосовании. Менеджер школы и вице-менеджер школы избираются на Конференции учащихся школы, и считаются полномочными с момента избрания. В своей деятельности Ученический совет школы руководствуется Уставом школы и настоящим Положением. Член Ученического совета школы избирается от класса на один год. Он (она) представляет в Совете интересы своего класса, от имени класса участвует в решении всех вопросов жизнедеятельности школы, которые обсуждаются на сессиях Совета. Работа в Ученическом совете школы считается почетным и ответственным поручением учащегося (учащейся) школы. Успешное выполнение этого поручения в течение всего времени избрания действительным или бывшим членом Совета отмечается в характеристике и положительно влияет на оценку поведения учащегося. Члены Ученического совета школы имеют удостоверения, подтверждающие их полномочия, заверенные печатью школы и подписями директора школы.
IX. Взаимодействие школьного ученического совета школы с администрацией, учителями, родителями учащихся и общественностью
1.Права учащихся школы:
получать информацию о деятельности Ученического совета школы и о его решениях; высказывать Совету и, прежде всего, представителю своего класса в Ученическом совете школы пожелания, критические замечания и предложения по улучшению жизнедеятельности школы; присутствовать на сессиях и участвовать в работе Совета: высказывать согласие или несогласие с чьей-либо позицией, предлагать, отстаивать свое мнение; лично обращаться в Совет с просьбами и предложениями.
2.Обязанности учащихся школы:
выполнять решения Ученического совета школы;
содействовать работе Совета.
3. Взаимодействие классных коллективов с Ученическим советом школы.
Коллективы 5-9-х классов имеют право: избирать (делегировать) в Ученический совет школы своего полномочного представителя (своих представителей) с правом одного решающего голоса; высказывать Совету предложения по вопросам жизнедеятельности школы; коллективно обсуждать решения и действия Ученического совета школы, при этом соглашаться, одобрять решения и действия Совета или же критиковать их, высказывать несогласие с ними; требовать от своих представителей в Ученическом совете школы отчетов об их деятельности в Совете и о выполнении поручений (наказов) класса; делать Совету предложение об отзыве конкретного представителя своего класса из Ученического совета школы, а также предлагать новую кандидатуру представителя класса в члены Совета.
4.Коллективы 5-9-х классов обязаны:
выполнять решения Ученического совета школы; оказывать содействие представителю своего класса в Ученическом совете школы в его деятельности как члена Совета.
5.Учителя, другие работники школы и родители имеют право:
участвовать в обсуждении вопросов на сессии Совета;
критиковать, соглашаться или высказывать несогласие с чьей-либо позицией, с решениями или действиями Совета;
высказывать Совету предложения и рекомендации.
6.Учителя, работники школы и родители учащихся обязаны:
уважать решения Ученического совета школы;
в случае несовпадения мнений взрослых и детей создается согласительная комиссия для выработки предложений по урегулированию спорных вопросов и формулированию согласованных решений;
Ученический совет школы имеет право утвердить или не утвердить предложения согласительной комиссии.
7.Директор школы имеет право:
участвовать в обсуждении вопросов на сессии Совета;
предлагать Ученическому совету школы вопросы для обсуждения на сессии;
высказывать Совету предложения и рекомендации;
критиковать, соглашаться или высказывать несогласие с чьей-либо позицией, с решениями или действиями Совета, высказывать им замечания;
накладывать вето на решения Ученического совета (т.е. отменять те или иные решения Совета);
принимать совместно с Менеджером учащихся школы в исключительных ситуациях принимать решение о роспуске действующего состава Совета.
X. Отчётность школьного ученического совета:
Школьный совет каждое последнее заседание четверти отчитывается на Совете согласно плану работы;
ШУС ежегодно (в конце года) отчитывается на общешкольном собрании по итогам работы за год;
Отчет школьного ученического совета публикуется в школьной печати.
Направления деятельности
Центр «Лидер»:
Участвует в управлении школой;
Способствует развитию навыков лидерского поведения, организаторских способностей, навыков коллективной деятельности;
Оказывает помощь в подготовке КТД, конкурсов и пр.;
Проводит обучение органов ученического самоуправления активным формам работы с учащимися.
Центр «Интеллект»:
Вносит и реализует предложения по работе ШУС по учебному направлению;
Контролирует успеваемость классов и докладывает о результатах на заседании СУШ;
Проводит рейды по проверке дневников, экранов успеваемости и др.;
Совместно с методическими объединениями учителей и ШУС организует проведение предметных недель, олимпиад в школе.
Посещает классные часы.
Центр «Порядка и уюта»:
Обеспечивает соблюдение и выполнение каждым учащимся правил внутреннего распорядка, заложенных в Уставе школы;
Способствует формированию правовой культуры учащихся;
Выполняет решения ШУС по трудовому направлению;
Вносит и реализует предложения по работе ШУС по трудовому направлению;
Осуществляет контроль за дежурством по школе и классам;
Организует проведение субботников;
Организует проведение сборов макулатуры;
Контролирует прохождение учащимися трудовой практики;
Проводит рейды по проверке сохранности школьной мебели, книг, по проверке сменной обуви, состоянии школьного участка;
По итогам рейдов организует необходимый ремонт.
Центр «Сreative» (культуры и досуга):
Выполняет решения ШУС по культурно-массовому направлению;
Вносит и реализует предложения по работе ШУС по культурно-массовому направлению; Занимается проведением всех культурно-массовых общешкольных мероприятий: концертов, вечеров, дискотек и др.;
Создаёт условия для самореализации творческого потенциала каждой личности через систему КТД;
Способствует развитию художественно-эстетического вкуса и расширению кругозора учащихся;
Оказывает консультативную помощь классам в подготовке вечеров, огоньков, выступлений на конкурсах самодеятельности.
Центр «Здоровье»:
Способствует физическому развитию и самосовершенствованию учащихся;
Создаёт условия для формирования здорового образа жизни, обучения навыкам ЗОЖ;
Занимается спортивными мероприятиями школьников;
Помогает организовывать спартакиады, Дни здоровья;
Вовлекает учащихся в спортивные секции и кружки;
Пропагандирует здоровый образ жизни.
Центр «Милосердие»:
Взаимодействует с БРПО и БРСМ;
Способствует воспитанию чувства сопереживания, соучастия в судьбах людей, живущих рядом;
Способствует формированию потребности быть полезным, делать бескорыстно добрые дела;
Оказывает шефскую помощь ребятам начальной школы;
Проводит акции для детей-инвалидов, детей из социального приюта и др.
Центр «Патриот»:
Способствует воспитанию гражданина, патриота своей Родины;
Участвует в организации проведения информационных часов, информационных линеек;
Совместно с педагогами организует проведение ученических научных конференций, лекций, встреч, экскурсий в школьный народный историко-краеведческий музей “Вытокі” и другие музеи района, области, республики.
Пресс-центр “Меридиан”:
Способствует овладению навыков журналистского мастерства;
Способствует созданию условий для самореализации творческих возможностей учащихся;
Отвечает за выпуск школьной газеты;
Следит за информационным наполнением стендов, школьного сайта;
Организует и проводит смотры-конкурсы рисунков, плакатов и т.п..
Как формируется центры
1. В каждом классном коллективе (5-11 класс) учащиеся делятся на группы по направлениям деятельности: образование, культура, спорт, информация, труд, лидерство.
2. В каждой группе выбирается руководитель, который делегируется в состав школьного центра (таким образом, в каждом школьном центре есть представитель от каждого класса). Классное ученическое собрание. Обсуждает вопросы жизнедеятельности своего класса, учебы, внеурочной деятельности, взаимодействия с органами школьного самоуправления, родительской общественностью. Каждый ученик – житель класса, у которого есть герб, свои законы, имеет право высказываться, быть услышанным и влиять на принятие решения. Главное в работе собрания – обсуждение наболевших проблем, открытая и честная дискуссия, выработка коллективного решения, обязательного для всех. На собрании класса избирается голосованием (открытым или тайным) старостат класса, распределяются поручения.
Старостат класса
Староста и его команда, избранная большинством голосов, планирует деятельность всего коллектива с учетом интересов одноклассников, организует ее выполнение, регулирует, анализирует и оценивает ее.
Координация деятельности и развитие системы ученического самоуправления, взаимодействие с педагогическим коллективом, родительской общественностью.
Чтобы ученическое самоуправление развивалось, необходимо не столько совершенствовать его схему (нет схемы, которая срабатывала бы сама), сколько заниматься воспитанием личности, по словам Гегеля, способной «выполнить себя», с яркими лидерскими качествами, способной развиваться, самосовершенствоваться во благо окружающих, во благо общества.
1. Директор школы отвечает за разработку стратегии воспитательного процесса, включая деятельность ученического самоуправления, регулируя процессы создания правовой базы и материально-технического обеспечения функционирования ученического самоуправления.
2. Зам. директора по воспитательной работе принимает активное участие в разработке концепции воспитательной системы школы и модели ученического самоуправления, занимается вопросом методического обеспечения и обучения актива школьников, сотрудничает с классными руководителями, выбирая в каждом классе наиболее эффективную систему самоуправления.
3. Педагог-организатор занимается практическими вопросами, поддерживая органы ученического самоуправления, как важнейший специалист, непосредственно реализующий воспитательные программы различной направленности в школе.
4. Классный руководитель имеет возможность хорошо изучить интересы детей, найти путь поддержки их инициатив, помочь детям реализовать их.
5. Из числа педагогов назначаются директором школы (или выбираются по желанию детей) помощники-консультанты, курирующие деятельность министерств.
6. Особую роль призван сыграть педагог-психолог. Благодаря своим профессиональным знаниям он помогает выявить лидерские, организаторские способности детей, организует систему психологической поддержки активистов, консультирует классных руководителей.
7. Родительская общественность, РК школы, принимая активное участие во всех значимых мероприятиях школы, всегда бывают в курсе процессов, идущих в большом школьном коллективе, имеют свои мнения, суждения, высказывают предложения, предлагают свою помощь.
Основное содержание деятельности ученического самоуправления
Начинается новый учебный год с проведения общешкольной ученической конференции. Куда приходят делегаты от городов-классов, уполномоченные принимать ответственные решения. Они оценивают деятельность президентского совета, называют лучшие мероприятия, акции, праздники, вносят предложения по планированию работы на будущий год, высказывают пожелания в работе заместителю директора по воспитательной работе, педагогу-организатору, директору школы, работникам школьной столовой, принимают некоторые нормативные акты, например, «О борьбе с курением в школе», «Положение о дежурном классе», «О борьбе с ненормативной лексикой». На конференции выбирают избирком и его председателя для организации и проведения выборов менеджера на новый учебный год. Избирком назначает сроки избирательной кампании, вводит правила ведения агитации, регистрирует кандидатов. Избирательная кампания – яркая игровая деятельность, в которую вовлекаются все учащиеся, педагоги. В этом году приняли участие в избирательной кампании и самые маленькие жители школьной страны, и председатель родительского комитета школы. Старосты классов, лидеры центров и лидер-менеджер приносят клятву. Один раз в две недели собирается старостат, отчитывается перед лидерским советом о том, как идут дела, о своих достижениях, о выполнении порученного. Лидерский совет школы практикует открытые заседания «Разговор начистоту» в классах, где учащиеся часто нарушают дисциплину, совершают антигуманные поступки, употребляют нецензурные выражения, имеют вредные привычки, не участвуют в жизни школы. Ученическое самоуправление оживляет и разнообразит школьную внеурочную деятельность новыми традициями. Но и старые традиции поддерживаются и продолжаются: День Учителя – общешкольный праздник, который полностью берет на себя школьное самоуправление. В этот день набираются штаты дублеров-педагогов, уроки ведутся по расписанию.