Консультация для педагогов по созданию
программы по самообразованию
Одним из непременных условий успешного профессионального роста педагога является его целенаправленная и систематическая работа над собой. Лозунг «Образование на всю жизнь», сейчас звучит иначе «Образование через всю жизнь». Тем самым предается очень высокая степень важности самообразованию.
Вместе с тем индивидуальные планы самообразования отходят в прошлое, сейчас педагогам необходимо выходить на новый виток развития – создавать и реализовывать программы самообразования.
Но возникает ряд вопросов Что такое самообразовательная программа? Из каких компонентов она слагается? Как составить программу самообразования? Как ее оформить? Как пошагово и оптимально реализовать ее?
Основные термины:
Образовательная программа – документ, отражающий концепцию деятельности педагога в соответствии с условиями, методами и технологиями достижения запланированных результатов.
Самообразование (по М. Князевой) – поиск человеком своего пути, обретение им своего голоса.
Функции самообразования (по М.Князевой)
Экстенсивная – накопление, приобретение новых знаний.
Компенсаторная – преодоление недостатков образования, ликвидация «белых пятен» в общей культуре.
Саморазвития - развитие самосознания, памяти, мышления, речи, рефлексивных способностей и др.
Методологическая – формирование образа мира, своего места в мире, определение пути профессионального бытия.
Коммуникативная – установление связей между науками, специальностями, возрастом.
Сотворческая – доопределение, достраивание деятельности до уровня творчества.
Омолажения – преодоление инерции собственного мышления, предупреждение застоя в своем профессиональном росте.
Психотерапевтическая – сохранение жизненной энергии, силы личности, переживание полноты жизни.
Качества самообразовательной программы
Актуальность – ориентирована на решение наиболее значимых проблем самообразования.
Прогностичность – отражает требования не сегодняшнего, а завтрашнего дня; способна соответствовать изменяющимся условиям и требованиям реализации программы.
Рационалистичность – опре5деляет цели, способы их достижения и имеющиеся ресурсы для получения максимально полезного результата.
Реалистичность – должна быть просчитана в деньгах, кадрах, во времени.
Чувствительность к сбоям – способность своевременно отражать отклонения от реального положения дел от предусмотренных программой.
Целостность – полнота и согласованность действий, необходимых для достижения цели.
Контролируемость – проверка соответствия реально полученных промежуточных результатов конечным целям.
Принципы разработки самообразовательных программ
Принцип последовательности – содержательные задачи решаются методом «от простого к сложному», в соответствии с познавательными возможностями самообразовывающегося.
Принцип научности – самообразовательная деятельность должна основывать на научных трудах, первоисточниках, достоверной и проверенной информации.
Принцип доступности – простота освоения материала.
Принцип наглядности – использование широкого круга наглядных пособий, ТСО, делающих самообразовательных процесс более эффективным.
Принцип связи теории с практикой – выработка умений и навыков на основе знаний и представлений.
Принцип индивидуализации – учет психологических особенностей индивида.
Принцип результативности – соответствие целей самообразования возможностям их достижения.
Принцип актуальности – соответствие реалиям общественной и рыночной конъюнктуры.
Принцип межпредметности – связь с другими областями деятельности и знаний.
РАЗРАБОТКА САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
1. НАЗВАНИЕ
- название должно исходить из конкретной программы профессиональной деятельности педагога.
- формулировка должна быть емкой, привлекательной, отражающей содержание предстоящей деятельности
2. ОБЪЕМ
- не более 10-15 листов.
3. ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
Отдел образования Берестовицкого райисполкома
Государственное учреждение образования
«Малоберестовицкая средняя школа»
«ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»
Сроки реализации: 2022-2025 годы Автор программы Петров Петр Петрович, учитель русского языка |
аг.Малая Берестовица 2022
4. СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
1) пояснительная записка:
Необходимо обосновать актуальность программы, раскрыть новизну работы как для самообразовывающегося , так и для образования.
Далее прописывается цель – это опосредованное указание на результат самообразовательной работы. Цель одна.
Целью программы может стать:
--- в глобальном плане – изменение мировоззрения, культуры личности самообразовывающегося;
--- в общепедагогическом плане – нравственное воспитание учащихся, сплочение детского коллектива, создание авторской школы, методики, технологии;
--- в дидактическом плане – развитие личностных качеств, организация процесса по отдельным предметам.
Конкретизация цели осуществляется в процессе определения задач – алгоритма действий по пути достижения целей.
Формулировка задач должна включать ключевое слово, определяющее не процесс, совершенность действия (оказать, отработать, освоить, организовать, создать, внедрить и т.д.)
Далее прописываются принципы работы, т.е. «Что для меня непоколебимо важно и значимо?»
После этого дается ответ на вопрос: «Каким образом я могу достигнуть результата?», рассматривается методика самообразовательной работы.
2) Технологический план-график самообразования
В качестве этапов могут быть определены:
1) подготовительный;
2) основной;
3) заключительны.
3) Оценка эффективности самообразовательной работы
--- необходимо определить и описать критерии оценки результатов самообразовательной работы:
«Я должна знать»….
«Я должна уметь» ….
4) Механизм презентации достигнутых результатов
1. Выступление на методическом объединении, педсовете.
2. Обобщение опыта работы
3. Проведение открытых уроков.
4. Организация выставки наработанных материалов.
5. Участие в конкурсах профессионального мастерства.
5) Литература
6) Приложения
Этапы |
Шаги |
Время |
Содержание |
Механизмы реализации |
Ресурсы |
Результат (продукты) |
|
Методы |
Формы |
||||||
1. Подготовительный (погружение в проблему) |
Изучение научно-методической литературы по теме |
постоянно |
Отбор необходимой литературы |
Работа с каталогом Консультация у библиотекаря |
Классификация |
Библиотека Компьютер |
Список литературы |
Ознакомление с основными теоретическими положениями |
Конспектирование Составление тезисов |
Анализ, систематизация |
Книги Компьютер |
Приобретение теоретических знаний, накопление памяток, схем |
|||
Обобщение полученных знаний |
Переработка информации |
Анализ и обобщение |
Аналитическая статья |
||||
Ознакомление с практикой по проблеме |
6 мес |
Выявление педагогов, занимающихся данной проблемой |
Консультации у методистов |
Анализ, обобщение |
Опыт других педагогов |
Создание банка информации |
|
Посещение уроков |
Встречи, беседы Наблюдения, обсуждения |
Анализ и сопоставление |
Опыт других педагогов |
Расширение круга знаний |
|||
2. Основной |
Соединение теоретических знаний и практических действий |
1 год |
Отбор методов и приемов конструирования и т.д. |
Переработка информации |
Анализ и синтез |
Конспект, памятки |
Обобщение полученных знаний |
Построение собственной системы работы |
2 года |
… |
… |
… |
… |
План работы, технологические карты |
|
Апробация разработак по данной проблеме |
1 |
…. |
Урок, внеклассное мероприятие …. |
Практическое применение |
Конспект, технологическая карта |
Накопление опыта |
|
3. Заключительный |
Подведение итогов |
3 мес |
Диагностика эффективности |
Анализ диагностических данных |
Выводы |
||
Афиширование |
3 мес |
Обсуждение полученных результатов, Практического показа |
Открытые уроки |
Анализ и обсуждение |
Конспект, технологическая карта |
||
Реклама практических наработок |
Выставка материалов |
Разъяснение |
Наработанные материалы |
Создание методической копилки |