Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Научно-теоретическое обоснование инновационной модели

Дата: 16 ноября 2021 в 10:26, Обновлено 16 ноября 2021 в 16:38

Изменение геополитической ситуации в мире, вовлечённость стран постсоветского пространства в процессы глобализации, модификация форм социальной жизни обуславливает потребность в осмыслении феномена национально-культурной идентичности белорусов.

Национально-культурная идентичность – одна из составляющих идентичности человека, связанная с ощущаемой им принадлежностью к определённой нации, стране, культурному пространству. Национально-культурная идентичность не тождественна понятиям гражданства или национальности, хотя они могут быть факторами, оказывающими на неё сильное влияние.

Национально-культурная идентичность не является прирождённой чертой. Она проистекает из приобретённого сознания общности культуры, истории, языка с определённой группой людей. К этому может добавиться чувство принадлежности к определённому государству, приверженность его государственной идентичности, национальной идее и государственным символам.

На наш взгляд особенно важно рассматривать этот вопрос в контексте трансформации идентичности молодо поколения, так как молодые люди выступают носителями новых ценностей, моделей поведения и культурных образцов, которые будут передаваться последующим поколениям. Всё это позволяет рассматривать молодёжь как потенциал развития белорусского общества, его стратегический ресурс. Изучение национально-культурной идентичности и внедрение модели по её формированию представляется особенно актуальным так же потому, что Беларуси присущи полиэтничность и мультикультурность. Основываясь на том, что национально-культурная идентичность опосредует поведение молодёжи, можно утверждать, что социальные институты, учреждения образования должны формировать ценностные установки, соответствующие культуре Беларуси. В этом случае реализация социального потенциала учащихся и молодёжи будет направлена на позитивное развитие общества.

Национально-культурная идентичность – осознание личностью своей принадлежности к определённой нации (народу), её культурным ценностям и наследию. Чувство принадлежности к определённой нации (народу) определяется осознанием единого прошлого, которое необходимо связывать с настоящим государства и народа, чтобы оно в дальнейшем гарантировало стабильное будущее.

Важная задача по формированию в структуре национального характера таких социальных чувств, как национальное достоинство, патриотизм, солидарность, взаимопомощь, готовность к коллективным действиям возлагается на систему образования.

В Соответствии с Кодексом об образовании Республики Беларусь «образование – это обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства, направленные на усвоение знаний, умений, навыков, формирование гармоничной личности обучающегося» (ст.1, п.1.6). Образование рассматривается как целостный процесс, объединяющий на всех ступенях функционирования учреждений образования две важные составляющие – обучение и воспитане.

Обучение связано с овладением учащимися круга знаний, определяемого образовательными стандартами и предметными компетенциями, изложенными в программах и учебно-методических комплексах по предметным областям.

Содержание воспитания основывается на идеологии белорусского государства на общечеловеческих, гуманистических ценностях, культурных и духовных традициях белорусского народа, отражает интересы личности, общества и государства.

В соответствии со статьёй 18 Кодекса об образовании Республики Беларусь целью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося.

Воспитание рассматривается как целенаправленный процесс формирования у индивида социально ценных и личностно значимых качеств в соответствии с существующими в данном обществе представлениями об идеальном типе человека. Все эти качества и представления базируются на исторических корнях народа, запечатлены в его фольклоре, традициях, памяти о подвигах национальных героев, произведениях деятелей культуры, образах искусства, имиджах успешных соотечественников-современников, идеологии государства.

Образовательный процесс и внешкольная деятельность вместе в целом несут очень важную функцию – формируют гражданские и культурные компетенции, нацелены на развитие моральных качеств индивида и его эстетическое отношение к миру, выбору гражданской позиции, социализации в обществе, а также формированию социогуманитарной культуры личности.

Формирование национально-культурной идентичности, развитие белорусской культуры, кристаллизация белорусского «Я», сохранение самобытности, оригинальности и неповторимости культурно-цивилизованного феномена Беларуси, выстраивание отношений с другими культурами на основе диалога – необходимая задача для системы образования и культуры.

Главным заказчиком для системы образования в нашей стране было и остаётся государство, которое финансирует формирование материально-технической базы современных учреждений образования: их проектирование, строительство, оснащение необходимым учебным оборудованием.

Являясь составной частью социокультурной сферы жизнедеятельности общества, система образования подчиняется общим закономерностям социального развития, но в тоже время имеет свои специфические особенности развития. Существующая традиционная система образования и социальные институты воспитания и развития личности порой не справляются со своими задачами и отстают от современных запросов и потребностей государственного, общественного и личностного развития. Нужны новые, более современные, более эффективные, доступные институты и системы образования, воспитания и развития подрастающих поколений людей. Эпоха информационного общества настоятельно требует формирования единого и открытого образовательного пространства, тесного взаимодействия образовательных систем, формирования и использования благоприятной окружающей среды для реализации концептуальных идей непрерывного образования, образования через всю жизнь.

Целесообразность создания современного многопрофильного социокультурного образовательного ресурсного центра обусловлена актуальными требованиями дальнейшего социально-экономического развития страны, потребностью в новых инструментах работы с сельским сообществом, назревшей необходимостью изменения формата работы учреждения образования, как составной части сельской инфраструктуры.

Основным назначением Центра становится выполнение функций образовательного учреждения нового поколения, представляющего собой систему, направленную на отработку механизмов повышения целостности образовательной практики, когда всё, что окружает обучающегося, целенаправленно работает на его гражданское и интеллектуальное становление, а он, как основная часть социума, позитивно влияет на развитие последнего.

Инновационность Центра заключается в создании гибкой и динамичной системы обеспечения, сопровождения и поддержки образовательного процесса в учреждении образования, интегрирующего потенциал учреждений и организаций, находящихся на территории микрорайона агрогородка.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.