РЕЗУЛЬТАТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ (I-IV классы)
1.В отношении когнитивного компонента:
-
представление о Беларуси как стране, занимающей определенную территорию;
-
представление о географических особенностях Республики Беларусь;
-
представление о государственной организации (высшая власть, законодательные и исполнительные органы);
-
знание государственной символики – герб, флаг, гимн;
-
знание государственных праздников;
-
знание основных исторических событий;
-
знание основных прав и обязанностей гражданина (право получить бесплатное образование и обязанность учиться; право использования культурных и материальных ценностей общества и обязанность бережно относиться к ним; право на использование природных ресурсов и обязанность сохранять природу, право на бесплатную медпомощь и обязанность вести здоровый образ жизни; право на принятие решения и обязанность нести ответственность за последствия этого решения);
-
знание о своей этнической принадлежности, владение родным языком, освоение национальных ценностей, традиций, культуры;
-
знание о народах и этнических группах Беларуси;
-
освоение общекультурного наследия Беларуси, установление связи всеобщего и специфического национального;
-
знание истории края, культурных традиций, достижений, географии;
-
знание основных моральных норм (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности, правдивости);
-
знание ценностей и истории семьи, профессии родителей;
-
сформированность экологического сознания как знание норм и правил охранно-бережного отношения к природе;
-
знание основ безопасности жизнедеятельности; норм и правил сохранения здоровья; поведения в чрезвычайных ситуациях.
2. В отношении ценностного и эмоционального компонентов:
-
чувство гордости за свою страну;
-
эмоционально положительное принятие своей этнической принадлежности;
-
уважение и принятие других народов и этнических групп, межэтническая толерантность;
-
чувство патриотизма;
-
уважение истории, культурных и исторических памятников;
-
уважение семейных ценностей и устоев;
-
уважение личности, признание достоинства.
-
Нетерпимое отношение к любым видам насилия и агрессии;
-
признание ценности жизни и здоровья, своего и других людей;
-
любовь к природе;
-
доброжелательное отношение к окружающим;
-
оптимизм в восприятии мира;
-
эмоциональное восприятие художественных произведений литературы и искусства;
-
чувство гордости при следовании моральным нормам, стыда и вины при их нарушении.
3.В отношении поведенческого компонента:
-
участие в школьном самоуправлении (дежурствах в классе и школе, детских общественных организациях, школьных мероприятиях, внеклассных занятиях);
-
выполнение требований и норм школьной жизни;
-
выполнение моральных норм в школе, дома, со сверстниками и родителями;
-
сотрудничество со сверстниками и участие в межвозрастном взаимодействии (помощь младшим и сотрудничество со старшими);
-
участие в общественно-полезной деятельности и благотворительных акциях;
-
посещение музеев, театров, библиотеки;
-
реализация установок здорового образа жизни, участие в спортивных мероприятиях;
-
чтение газет и просмотр информационных телевизионных передач.
РЕЗУЛЬТАТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ (V-X классы)
1. В отношении когнитивного компонента:
-
создание историко-географического образа, включая представление о территории и границах Беларуси, ее географических особенностях, знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций;
-
формирование образа социально-политического устройства – представление о государственной организации Беларуси, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников;
-
знание положений Конституции Республики Беларусь, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений;
-
знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах Беларуси;
-
освоение общекультурного наследия Беларуси и общемирового культурного наследия;
-
ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;
-
экологическое сознание, знание основных принципов и правил отношения к природе, знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях
2.Требования к сформированности ценностного и эмоционального компонентов включают:
-
чувство патриотизма и гордости за свою страну, уважение истории, культурных и исторических памятников;
-
эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
-
уважение и принятие других народов Беларуси и мира, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
-
уважение личности и ее достоинства, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
-
уважение ценностей семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
-
сформированность моральной самооценки и моральных чувств - чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
3.В отношении деятельностного (поведенческого) компонента:
-
участие в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодежных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях просоциального характера);
-
выполнение норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
-
выполнение моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
-
участие в общественной жизни (благотворительные акции, ориентация в событиях в стране и мире, посещение культурных мероприятий – театров, музеев, библиотек, реализация установок здорового образа жизни);
-
умение строить жизненные планы с учетом конкретных социально-исторических условий и работать над их достижением.